Дипломная работа: Особенности коммуникационного управления в кризисных ситуациях
Министерство образования Российской Федерации
Государственный Университет Управления
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра public relations и рекламы
Дипломная работа на тему :
особенностикоммуникационного
управления в кризисных ситуациях
Студент-дипломник: Гордеев М.М.
Научный руководитель :
д.п.н., профессор Филиппов А.В.
«Допустить проект к защите»
Зав. Кафедрой
Д.п.н., профессор Воронин В.Н.
Москва - 2000
Содержание
I . Введение ……………………………………………………………… | 2 |
1. Цели работы ……………………………………………………………. | 3 |
2. Актуальность проблемы в России …………………………………… | 3 |
II . Теоретическая часть ………………………………………… | 5 |
1. Особенности кризисных ситуаций ………………………………. | 5 |
1.1 Дефиниции и типологии ………………………………………… | 5 |
1.2 Психологические особенности ………………………………….. | 8 |
а)Общие особенности ……………………………………………….. | 8 |
б)Психологические особенности восприятия информации в кризисных условиях ………………………………. | 12 |
2. Процесс управления кризисом …………………………………… | 14 |
2.1 Работа с внутренней средой организации ……………………… | 15 |
а) Создание кризисной команды ……………………………….. б) Работа непосредственно с персоналом организации ………. | 15 16 |
2.2 Работа с внешней средой организации ………………………… | 20 |
а) Работа с масс-медиа ……………………………………………… | 20 |
· Разработка версии ………………………………………...……. | 22 |
· Общие принципы работы со СМИ ...…………………………. | 24 |
б) Принципы работы с целевыми аудиториями …...……………. | 32 |
III . Исследовательская часть ……………………………… | 37 |
Анализ информационной политики СМИ при помощи социологических методов исследования (контент-анализ), а также анализ технологических приемов, используемых журналистами при формировании имиджа | |
IV . Аналитическая часть ………………………………………. | 56 |
Коммуникационная модель управления кризисной ситуацией ……………………………………………....…..… | 56 |
Стратегический план действий в кризисной ситуации .……………... | 59 |
V . Заключение ………………………………………………………... | 61 |
vii . Приложение ………………………………………………….…. | 64 |
VIIi . Литература ……………………………………………..………… | 65 |
I . Введение
Представьте, что Вы руководитель крупного предприятия. Допустим, металлургического комбината. Вам наконец-то удалось наладить производственный процесс. Однако прибыль приходиться инвестировать в собственное развитие. К тому же клиенты задолжали за несколько месяцев. Вы понимаете, что выдачу зарплаты придется отложить. Через некоторое время сотрудники объявляют забастовку, да еще «зеленые» постоянно наседают со своими протестами о сверхвыбросах в атмосферу. СМИ активизировали к Вам внимание. Журналисты обрывают телефоны с просьбами об интервью. В выпусках новостей ситуация вокруг Вашего предприятия идет в первых строчках. Что же это за напасть? Ответ: это типичная кризисная ситуация (хотя в несколько гипертрофированном варианте), которая требует немедленного разрешения, иначе Вашему предприятию грозят огромные убытки и, возможно, банкротство.
Разрешением подобного рода ситуаций занимается особое направление, получившее название «crisis management/crisis communications», т.е. управление кризисными ситуациями. Данная работа представляет собой оригинальное исследование опыта иностранных и российских специалистов в данной области и посвящена гуманитарным и информационным технологиям, которые осуществляются в рамках этого направления.
Считаю целесообразным внести одно замечание, многие ставят знак равно между кризисом и конфликтом. Однако конфликт – это лишь один из вариантов кризисной ситуации, и считается нормой. Кризис представляет собой уже разрушенную систему, где коммуникации очень сильно искажены или отсутствуют.
Цели работы
· обобщить и систематизировать опыт западных и российских исследователей в области управления кризисными ситуациями;
· провести анализ влияния фактора собственника на информационную политику подконтрольного СМИ при разработке стратегии работы с прессой в кризисной ситуации, а также провести анализ имиджеформирующих технологичеких приемов, используемых журналистами;
· разработать коммуникационную модель управления кризисной ситуацией;
· разработать стратегический план действий в кризисной ситуации.
Актуальность проблемы в России
В странах нестабильных рыночных отношений, к коим аналитики причисляют Россию, выражение «репутация компании» еще не обрела той формы, которая присуща западным организациям. Имидж крупных российских ФПГ на Западе сильно размыт и содержит много негативных характеристик. Это непосредственным образом отражается на деятельности данных компаний за пределами РФ.
В этой связи считаю целесообразным привести очень интересные данные, полученные исследователями: за последние 15 лет доля стоимости репутации в общей стоимости западных компаний выросла с 18 до 82%. То есть если компания стоит $40 млн., это всего $7,2 млн. материальных активов и $32,8 млн. репутации. Данные другого исследования: снижение индекса репутации фирмы всего на 1% дает падение ее рыночной стоимости сразу на 3%. [19, стр. 21]
Результаты исследований подтверждают мнение аналитиков о том, что кризис-менеджмент является для российского бизнеса «terra incognito», что при активной интеграции в мировое бизнес-сообщество является недопустимым. Кризисы не имеют национальной принадлежности и не носят локального характера. Если у подразделения компании в какой-либо стране случается кризис, то это автоматически сказывается на имидже всей структуры.
II. Теоретическая часть
1. Особенности кризисных ситуаций
1.1 Дефиниции и типологии
Считаю целесообразным начать анализ особенностей кризисных ситуаций с базового определения. Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Приведу несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия.
Итак, с точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение [17, с.123-124]:
Def. 1: Кризис – это событие, по вине которого компания попадаетв центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации.
Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации [10, с.100]:
· событие произошло, его уже не изменить;
· следует немедленно заняться “лечением” информационного представления события;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--