Дипломная работа: Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.1 Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников

1.3 Условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

2.1 Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

2.2 Реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Заключение

Библиография

ПриложениЯ

Введение

Последние годы конца XX - начала XXI вв. знаменуют собой период кардинальных преобразований в российском обществе, которые породили ряд социальных, экономических, экологических и культурных проблем. В связи с этим, общество испытывает большую потребность в подготовке талантливой молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. Становится очевидным, что инициативные, компетентные и творчески мыслящие личности составляют основной резерв общества для решения актуальных проблем. Поэтому приоритетной задачей педагогической практики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию личности.

Наряду с социально-экономическими изменениями в России наблюдаются и коренные преобразования образовательной практики. Гуманизация образования изменила представления о целях и задачах педагогической практики, поставив в центр внимания личность воспитанника и обучаемого, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Поэтому приоритетной задачей педагогической науки является обоснование благоприятных условий, способствующих и саморазвитию личности.

В настоящее время в педагогической практике основными формами работы с одаренными старшеклассниками являются создание специализированных образовательных учреждений и классов, разработка программ дополнительно образования для этой категории учащихся. Существенным отличием от утвердившейся ранее практики работы с одаренными старшеклассниками в настоящее время является изменение целевой установки. Ранее она состояла в подготовке наиболее талантливой категории учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Принятие гуманистической парадигмы ставит целью содействие развитию и реализации природного потенциала ребенка на благо себя и общества. Решение проблем развития одаренных старшеклассников через поиск внутренних резервов саморазвития самой личности ребенка обусловливает необходимость дальнейшего развития педагогической теории, пересмотра на ее основе организации, содержания и технологии педагогического процесса.

Общетеоретический фундамент нашего исследования составили работы, посвященные самоактуализации личности в юношеском возрасте Л.Н. Куликовой и представителей ее научной школы: Н.Г. Григорьевой, Н.Г. Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др. Закономерности развития личности в образовательном процессе изучались в трудах О.А. Абдулиной, СИ. Архангельского, Е.В. Бондаревской, В.В. Буткевич, И.Ф. Исаева, В.А. Канн - Калика, Н.В. Кузьминой, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В. А. Сластенина. В психолого-педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о педагогической поддержке личностного саморазвития. Этому посвящены работы О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, Н.Г. Григорьевой, Н.Г.Горданюк, Г.П. Звенигородской, Т.К. Клименко, А.С. Косогоровой, Л.П. Лазаревой, О.И. Лапицкого, Н.А. Переломовой, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябиковой, Е.Л. Федотовой, Е.В. Шишмаковой и др., которые в своих научных исследованиях рассматривают различные аспекты этого вида педагогической деятельности. Однако, единых взглядов на природу данного феномена еще не выработано, что обусловливает необходимость продолжения теоретико-методологического осмысления существующих и новых педагогических подходов и психологических теорий, направленных на совершенствование педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

Все это и обусловило актуальность темы исследования .

При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия : между социально-педагогическими требованиями к саморазвивающейся личности и существующими ныне целенаправленно организуемыми формами обучения и воспитания подростков; между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной педагогической поддержки личностного саморазвития; между потребностью общества в талантливой молодежи, способной к творческому решению нестандартных ситуаций и отсутствием в педагогической практике опыта работы с одаренными старшеклассниками.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: научное обоснование психолого–педагогических условий осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника в общеобразовательной средней школе.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования : «Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников».

Объект исследования : педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования : организация, содержание, методы и условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников в образовательном процессе школы.

Цель исследования : теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

• Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников условиях школы будет более успешной, если:

• будут выявляться индивидуальные особенности и проблемы саморазвития одаренных старшеклассников;

• все субъекты образовательного процесса будут ориентированы на личностное саморазвитие обучающихся;

• в разработке программы педагогической поддержки одаренных старшеклассников будут реализованы требования принципов комплексности, поэтапности, дифференцированности и индивидуальности;

• программа педагогической поддержки будет осуществляться с учетом выявленных проблем саморазвития одаренных старшеклассников.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 223
Бесплатно скачать Дипломная работа: Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников