Дипломная работа: Педагогическая технология А.С. Макаренко

Выполнил(а):

Студентка гр. МНО-1-07

Мананкова Л.Д.

Проверил: к.п.н., доц. Поляков С.И.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО

1.1 Сущность педагогической технологии

1.2 Анализ педагогических идей А.С. Макаренко в контексте педагогической технологии

1.3 Системообразующие механизмы педагогической технологии А.С. Макаренко

Выводы к первой главе

ГЛАВА II. ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.С. МАКАРЕНКО

2.1 Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

2.2 Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

педагогический макаренко воспитательный учитель

Актуальность темы. Необходимость переосмысления цели и задач современного образовательного пространства определен Национальной доктриной развития образования Украины, в которой стратегическим направлением является дальнейшая демократизация, подъем авторитета личности, его культуры, толерантности. С целью реализации этого общество должно создать соответствующие условия молодому человеку для овладения умениями и привычками в период его становления, которые бы разрешили продуктивно жить и создавать в новых условиях мировой интеграции. Это требует развития учебно-воспитательных технологий с учетом приобретенного человечеством прогрессивного опыта. В этом контексте – педагогическая система А.С.Макаренко, педагога-классика, изучение и внедрение которой в рамках одного государства, одного народа почти невозможно. Его деятельность интегрировалась с прогрессивным педагогическим мысленным взором зарубежья, которое, в свою очередь, сыграло и до сих пор играет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде его научно-методического наследия и практического опыта. А.С.Макаренко принадлежит к ряду известнейших педагогов таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци Ф. Фребель.

Педагогическая система А.С.Макаренко многогранная. Она изучается макаренковедами всего мира в разных аспектах. Значительное количество вопросов связанно с оценкой личности А.С.Макаренко как педагога и анализом его педагогических взглядов. Эту проблему исследуют педагоги и психологи мира – Д.Данстен (Великобритания) [14], П.Рокушфалви (Венгрия) [52], Ф.Патаки (Венгрия) [44], В.Зюнкель [20], З.Вайтц [52], Г.Хиллиг [53], Л.Фрезе (Германия) [50], М.Библюк [5], А.Левин (Польша) [27], Г.Б.Волков [11], И.П.Иванов [21], Л.И.Гриценко [13], В.В.Кумарин [25], А.А.Фролов (Россия) [51], Р.Эдвардз (США) [15], К.Мурто (Финляндия) [22], Л. Пеха, (Чехия) [28]. Значительный вклад в развитие макаренковедения внесли украинские ученые – Н.В.Абашкина [1], А.М.Бойко [6], Н.П.Дичек [15], И.А.Зязюн [19], Н.Г.Ничкало [42], Н.Б.Евтух [16], Н.Д.Ярмаченко [54] и много других.

Продолжительные исследования в области макаренковедения на разных этапах его развития связаны преимущественно с организационно-методической подструктурой его системы. Мировые и отечественные макаренковеды акцентировали преимущественно внимание на таких аспектах педагогического опыта А.С.Макаренко: роль коллектива в развитии личности; принципы параллельного действия, единства воспитания и жизни; организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений; условия эффективности трудового воспитания; роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности и др. Подавляющее большинство проблем сосредоточивалось вокруг коллектива как центрального звена организационно-методической подсистемы опыта А.С.Макаренко. Ныне этот компонент почти исчез из научного оборота, поскольку коллективные организационные формы не являются общепринятыми в новых общественно-экономических условиях. Соответственно сомнению поддаются и педагогические проблемы, связанные с идеей первичного коллектива, параллельного действия, перспективных линий, педагогической операцией и т.п. Глубоко вникнуть в целесообразность реализации этих идей помогают системные исследования. Формирование и развитие теории осуществляются в сфере науки, а овладение ею – в процессе его изучения.

Польский ученый А.Левин [27], призывает макаренковедов мира задуматься над тем, какое место может занять наследство А.С.Макаренко в новых условиях. Он акцентировал внимание на том, что его педагогический опыт и теоретические взгляды содержат много ценного. Педагогический опыт в системе развития и становление мировой педагогической мысли, общепедагогической подготовки будущего учителя, предлагают украинские ученые А.М. Бойко [6], Н.М. Демьяненко [6].

Актуальным в нынешних условиях является и процесс организации разносторонней деятельности коллектива общеобразовательного учреждения – организационно-методический уровень опыта А.С.Макаренко. Как показал теоретический анализ этой проблемы, А.С.Макаренко не только первым ввел термин "технология" в учебно-воспитательном процессе, но, опираясь на современные исследования отечественных и зарубежных ученых, можно сказать, что и в мировой педагогике он первым начал разработку педагогической технологии организации воспитательного процесса. Его система поддается моделированию, конструированию, прогнозированию, предусмотрению нестандартных моделей систем и подструктур с учетом конечного прогнозируемого результата и соответствующих результативных срезов. Программирование учебно-воспитательных целей положили в основу педагогических технологий много современных ее приверженцев, в частности американские ученые Б.Блум [23], Д.Кратвол [23] и отечественные В.П.Беспалько [4], Н.В. Бондаренко [7], И.П. Подласый [45]. Чрезвычайно актуальной проблемой воспитательной системы А.С.Макаренко является вопрос о целях воспитания, единстве средств и целей в учебно-воспитательном процессе, на которые основываются современные толкования педагогической технологии. Эти и ряд других нерешенных проблем обусловили выбор темы бакалаврской работы.

Объект исследования : теоретические идеи, взгляды А.С.Макаренко и практический опыт как составные его педагогической системы.

Предмет исследования: технология А.С.Макаренко и процесс интегрирования его педагогической системы в контексте современной педагогики.

Цель исследования : обобщить ведущие тенденции педагогического опыта А.С.Макаренко как педагогическую технологию и установить возможные варианты ее интегрирования в контексте современной педагогики.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность педагогической технологии, эволюцию развития этого понятия;

2. Установить системообразующие связи педагогического наследия А.С.Макаренко с современными подходами педагогического системообразования;

3. Проанализировать модель процесса воспитания личности с учетом педагогических идей А.С. Макаренко;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 271
Бесплатно скачать Дипломная работа: Педагогическая технология А.С. Макаренко