Дипломная работа: Процесс познания
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Основные этапы процесса познавания....................................... 5
1. Ощущение и восприятие......................................................................... 5
2. Внимание................................................................................................. 7
3. Память...................................................................................................... 8
4. Мышление.............................................................................................. 12
Глава 2. Развитие познавательных процессов в онтогенезе.................. 15
1. Ранний возраст...................................................................................... 15
2. Дошкольный возраст............................................................................ 17
3. Младший школьный возраст................................................................ 22
4. Подростковый возраст.......................................................................... 25
5. Методы педагогической психологии.................................................... 29
Глава 3. Изучение зависимости развития учебно-познавательных мотивов младших школьников от типа коллективной деятельности................ 35
Заключение.................................................................................................. 47
Литература................................................................................................... 51
Приложение.................................................................................................. 53
Введение
Практика работы в школе за 1986-2000 гг. и систематическая диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учебной деятельности младшими школьниками, а также опыт индивидуально-психологического консультирования показывают общую школьную неуспешность большинства учащихся, начиная с первого класса, позволяют выявить наиболее "болевые" точки в построении учебной деятельности, которые и приводят к ее учебной неуспешности.
Результаты наших исследований подтверждают данные, полученные Е.В. Филипповой, А.Л. Венгером (1981), что при отсутствии предварительного отбора по признаку готовности к школе обучение оказывается недостаточно эффективным. Значительное число детей младших классов (первоклассников в том числе) остается на весьма низком уровне психического развития, и обучение в данном случае уже не является развивающим фактором. Более того, наблюдается грустна тенденция к увеличению числа неуспевающих детей. Так. если в 1996 г. в младшей школе было 40-50% неуспевающих детей, то в 1999-2000 гг. их стало 60-70%. Причем жалобы учителей и родителей одинаковы: ребенок не хочет учиться, ребенок учится ниже своих возможностей, ребенок не умеет учиться.
За подобными жалобами обычно стоят две группы симптомов: 1) ребенок с трупом включается в работу, часами сидит за заданиями, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать; 2) ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных занятий.
Развитие (работа) внимания тесно взаимосвязано с развитием других познавательных процессов и включено в единую структуру познавательной деятельности. В своем развитии внимание вбирается развивающимся мышлением как его компонент.
Поэтому ребенок должен научиться владеть способами произвольного управления вниманием, умением его использовать в зависимости от целей и условий выполнения деятельности.
Усвоение информации, даваемой учителем, и развитие мыслительных операций (действий) учащихся взаимосвязаны, хотя требуют какого-то актуального наличия и развития определенных умственных операций. Понимание любого объясняемого учителем материал требует от ученика определенных действий, логических операций по соотнесению и связыванию друг с другом элементов получаемой информации, формальное же усвоение, без настоящего понимания, ведет к существенным пробелам в знаниях и умственном развитии.
Цель работы: Показать основные закономерности познавательных процессов и их значимость для успешного обучения.
Задачи: Осветить основные этапы познавательного процесса.
Определить основные пути развития правового процесса.
Обозначить роль познания в процессе обучения.
Предмет : способы (виды) познавательных процессов.
Объект : воспитательно-образовательный процесс в начальной школе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--