Дипломная работа: Разработка конкурентоспособной стратегии для ООО "СПМ"
Стратегический менеджмент – наиболее современная модификация современного управления коммерческой организацией, обеспечивающая выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции, создающая управленческий инструментарий, способный превратить концепцию стратегии в конкретный производственно-хозяйственный план, подлежащий реализации на практике.
Разработка и реализация методологии и конкретных форм стратегического менеджмента – результат эволюции теории и методологии управления. Они вызваны глубокими объективными предпосылками, вытекающими из ускоряющихся темпов изменения организационной среды деятельности любой фирмы. Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, но то, как и почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. По своему существу стратегия фирмы есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности:
В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль выше средней по отрасли. В то же время многие руководители, имеющие опыт планирования, не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы, прежде всего, целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, т.к. он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, поведения конкурентов, характеристик предлагаемых ею товаров и услуг, а также многих других факторов. Учитывая обострение конкурентной борьбы в последние годы во многих отраслях российской экономики, актуальность вопросов разработки стратегий для торгово-производственных предприятий возрастает.
Теоретической основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области стратегического менеджмента
Информационной базой явились нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы периодической печати, отчётность исследуемого предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка конкурентоспособной стратегии ООО «СПМ».
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и проблемы стратегического управления.
2. Дать общую характеристику исследуемой организации.
3. Оценить бизнес – среду.
4. Провести анализ и оценку качества стратегического управления эффективности действующей стратегии ООО «СПМ».
5. Разработать конкурентоспособную стратегию развития ООО «СПМ».
6. Разработать программу реализации выбранной стратегии ООО «СПМ».
Объектом исследования является управленческая деятельность организации, а предметом – стратегическое управление. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе раскрыта теоретическая основа стратегического управления и основные проблемы, возникающие на практике.
Во второй главе дана оценка действующей стратегии на предприятии ООО «СПМ», которая включает краткую организационно-правовую характеристику предприятия, анализ бизнес-среды. Здесь же определен уровень действующей стратегии и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе разработаны стратегии коммерческой деятельности ООО «СПМ», определен программный подход к разработке стратегии, дано обоснование ресурсного потенциала обеспечения стратегии, составлен план-график выполнения стратегии.
В заключении кратко изложено содержание выпускной квалификационной работы.
Библиографический список состоит из источников, который включает как зарубежных, так и отечественных авторов. В литературе рассмотрены различные взгляды на проблему деятельности предприятия, как выбор стратегии.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ
1.1 Место и роль стратегического управления в условиях рынка
Важнейшая проблема для любой организации, действующей в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечение непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию конкурентных преимуществ. Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического управления [23]. Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос: «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Ответ на этот вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды, а также прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации [3].
Понятие «стратегии» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы прошлого столетия, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, т.к. следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя». В те дни многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия, на их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме. Всестороннее исследование И. Ансоффа, посвященное корпоративной стратегии и опубликованное в 1965 году, уже прочно ввело понятие «стратегия» в управленческий лексикон [31].
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х годов XX века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого рода различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно отреагировать на происходящие в нем изменения [10].
Рассматривая соотношение понятий «стратегия» и «тактика», Р. Айдинян и Т.Шипунова [2] отмечают, что согласно общепринятому словоупотреблению стратегия определяет, куда, в каком направлении двигаться, куда держать курс, а тактика определяет, как, каким способом двигаться, какие конкретные действия предпринимать. Слово «стратегический» в современном менеджменте используется в двух значениях:
- стратегический, значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;
- стратегический, значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.
Таким образом, стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический». А тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.
Можно указать несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям [8]. По Хиггенсу, стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением [33]. Ансофф констатирует следующее: «…в течение ХХ века нестабильность среды требовала от фирм разработки все более сложного и детализированного стратегического управления. Сложилось два типа систем: связанные с определением позиций и связанные со своевременной реакцией, дающие ответ на быстрые и неожиданные изменения в окружении фирмы» [5]. Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации [29]. Виханский и Наумов рассматривают стратегическое управление как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически следуют друг за другом (анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реализация стратегии, контроль и оценка результатов). При этом существует устойчивая обратная связь и, следовательно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность [12].
Если проводить параллель между организацией и зданием, то стратегия бизнеса — это фундамент, на который опирается весь бизнес, а стратегический анализ — это материал для проектирования самого бизнеса, его структуры, перспектив, возможностей. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствует стратегическое управление как таковое. Некие стратегические планы и размытые цели, которые обычно ставит перед собой высшее руководство фирм, нельзя рассматривать как стратегическое управление.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--