Дипломная работа: Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Научно-методические основы развития творческих способностей учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида на занятиях кружка при работе с природным материалом.

1.1 Как мы понимаем способности.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями

1.3 Возможности коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями.

1.4 Трудовое обучение младших школьников в коррекционной школе VIII вида.

1.5 Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.

1.6 Общий вывод по главе

Глава 2. Система коррекционно-развивающей работы по формированию творческих способностей учащихся.

2.1 Исследование творческих способностей детей коррекционной школы VIII вида.

2.2 Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми образовательными потребностями по формированию и развитию творческих способностей на занятиях кружка «Умелые руки».

2.3 Общий вывод по главе

Заключение.


Введение

Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия.

Шацкий С.Т.

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.

Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.

В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения.[5] Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Именно поэтому назрела осознанная необходимость организации кружка «Умелые руки» на базе специальной коррекционной школы VIII вида, как один из методов развития творческих способностей детей, что и говорит об актуальности выбранной темы.

В нашей дипломной работе речь пойдет о развитии творческих способностей учащихся третьего класса специальной коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом. Руководитель кружка должен научить третьеклассников доступным приёмам ручного труда при работе с природным материалом, самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения в целом осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. У многих методистов, таких как Ф.П. Филенко [48,49], И.К. Щеблыкин [54], В.И. Романина [54], Ч.К. Гульянц [9], И.Я. Базик [8], Павлова Н.П [34]. и других, разработаны системы заданий, практические приёмы, методические идеи по формированию у детей творческого мышления. В нашей работе представлены их методические рекомендации, адаптированные к учащимся специальной коррекционной школы VIII вида. Это обусловлено их психологическими особенностями. Я изучила работы таких авторов, как Л.С. Выготский [7,8], С.Я. Рубинштейн [44], Дульнев Г.М [14]. и др., в которых рассматриваются особенности развития творческих способностей, познавательных процессов и речи у детей с особыми потребностями, и сделала следующие выводы:

1. особенность развития детей в младшем школьном возрасте с особыми потребностями заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

2. коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 364
Бесплатно скачать Дипломная работа: Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом