Дипломная работа: Социально-исторический опыт управления учебным заведением
Содержание
Вступление
Раздел 1. Основные понятия управления
1.1 Понятие «Организация». Структура управления организацией
1.2 Принципы управления
1.3 Законы управления
1.4 Понятие «Педагогический менеджмент»
Раздел 2. История развития и особенности управления общеобразовательными учреждениями
2.1 Появление и развитие школьной и дошкольной системы образования
2.2 Особенности управления школой
2.3 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением
Раздел 3. История развития и управления высшими учебными заведениями
3.1 История возникновения ВУЗов и способы управления ими
3.2 Особенности управления ВУЗом
Выводы
Список литературы
Приложения
Вступление
Актуальность темы исследования обусловлена проблемами развивающейся системы образования в Российской Федерации; положениями Закона «Об образовании» РФ, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Новейшими научными достижениями в педагогике, психологии, теории и практике управления образовательными учреждениями, работающими в режиме развития; необходимостью обновления содержания образования на основе государственных образовательных стандартов, базисного учебного плана; внедрением в практику обучения современных парадигм образования, инновационных технологий, ориентированных на личность школьника.
В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление как родовое понятие характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.
Управление (в латинском языке - regere, в английском - control, management, во французском - administration, в немецком - Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.
Управление находится в ряду явлений "второй" (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми для сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.
Отсюда зависимость управления от уровня развития и организации человеческого потенциала. В каждый данный исторический момент управление воспроизводится соответствующим обществом, от него "берет" свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью.
Управление в обществе существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления, прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют "ткань" коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Управление учебным заведением имеет свои особенности и, в тоже время строиться на общих законах и принципах управления. Первые учебные заведения появились еще в эпоху античности. С тех пор процесс управления учебным заведением претерпел значительные изменения, как и сами учебные заведения.
Таким образом, изучив социально-исторический опыт управления учебными заведениями, мы сможем, мы сможем проследить динамику развития педагогического менеджмента, выявить его особенности и значение в современной науке управления социальными заведениями.
Объектом данного исследования выступает процесс управления; предметом – процесс управления учебным заведением.
Цель работы – изучить социально-исторический опыт управления учебным заведением. Для достижения поставленной цели мы определяем следующие задачи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--