Дипломная работа: Стимулирование сбыта в торговой сети "Мария-Ра" в условиях экономического кризиса
Дипломник группы РК-51
Р.С. Славецкий
Научный руководитель
доцент Е.В. Антюфеева
БАРНАУЛ 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА В РОССИИ
1.1 Понятие и виды розничной торговли
1.2 Тенденции развития и перспективы продуктового ритейла в России
1.3 Методы стимулирования сбыта в розничной торговле
1.4 Состояние рынка продуктового ритейла г. Барнаула
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА В ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАРИЯ-РА» В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1 Ценовые методы стимулирования сбыта в торговой сети «Мария-Ра»
2.2 Разработка и продвижение собственной торговой марки (privatelabel) как метод стимулирования сбыта
2.3 Мерчендайзинг, как инструмент управления спросом в период экономического кризиса в торговой сети «Мария-Ра»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня рынок ритейла один из самых динамично развивающихся секторов российской экономики. Основной его тенденцией является региональное развитие сетей. Если рынок Москвы и Санкт-Петербурга близок к насыщению, то потенциал его развития в других российских регионах очень высок. Пока основное развитие идет за счет роста самого рынка, а не за счет конкуренции. Очевидно, что в таких условиях местные и федеральные игроки стремятся расширить географию своего присутствия. Региональная экспансия федеральных игроков приводит к активизации местных продуктовых ритейлеров (22).
По ряду качественных показателей, в том числе таких, как розничный оборот на душу населения или обеспеченность торговыми площадями сетевых форматов, российский рынок отличается низкой степенью насыщения по сравнению с США, а также европейскими странами. По этой причине большинство экспертов сходятся во мнении, что период активной экспансии торговых сетей далек от завершения. Экспертные оценки сроков наступления «зрелости» рынка варьируются в диапазоне 2012–2017 гг. (70)
В настоящее время лидером розничной торговли в Алтайском крае является торговая сеть «Мария-Ра», имеющая 17-летний опыт продаж продуктов питания. В условиях экономического кризиса для сохранения доли на рынке и для увеличения товарооборота компания активно использует различные методы стимулирования сбыта, направленные на конечных покупателей: акции по снижению цены, увеличение представленности продукции на полках, создание собственных торговых марок, введение дополнительных услуг (пополнение счёта без комиссии). С помощью данных мероприятий торговой сети «Мария-Ра» не только удалось сохранить своих покупателей, но и увеличить свою долю на рынке за счет других представителей продуктового ритейла и розничного канала в г. Барнауле.
Однако используемые мероприятия по стимулированию сбыта далеко не единственные, так, например, торговые сети «Холидей Классик», «Лента», «Тереза», «Раздолье» для увеличения лояльности со стороны покупателей внедряют систему дисконтных карт в магазинах своей сети.
По словам экспертов, острая фаза экономического кризиса в России миновала. Такой вывод сделан на основе положительной динамики экономических показателей, которая прослеживалась во второй половине прошлого года. Многие российские регионы уже в этом году переименовали свои программы антикризисных действий в планы по преодолению последствий кризиса (10).
Исследование методов стимулирования сбыта в торговой сети в период экономического кризиса актуально не только в сам период, но и на посткризисном этапе. Применяемые компанией «Мария-Ра» зачастую малобюджетные способы удержания клиентов, сохранения доли рынка и товарооборота имеют оптимальное соотношение «доходы-затраты» и вполне могут быть использованы после выхода из кризиса.
Объектом дипломной работы выступает торговая сеть «Мария-Ра», предметом – методы стимулирования сбыта, используемые торговой сетью «Мария-Ра» в условиях экономического кризиса.
Целью данной работы является оценка методов стимулирования сбыта используемых торговой сетью «Мария-Ра» в условиях экономического кризиса. В задачи дипломной работы входит:
1) выявить тенденции и перспективы развития продуктового ритейла в России;
2) охарактеризовать различные методы стимулирования сбыта, используемые компанией «Мария-Ра» в период экономического кризиса;
3) ознакомиться со спецификой мерчендайзинга магазинов «Мария-Ра»;
4) исследовать мнения покупателей торговой сети «Мария-Ра» о качестве мерчендайзинга в магазинах, о проводимых ценовых акциях и способах их анонсирования;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--