Дипломная работа: Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Введение
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены исследования таких учёных, как С.Л.Рубинштейна, Н.А.Головань, Т.А.Власовой, Л.С.Выготского, В.П.Глухова, Н.И.Жинкина, А.Г.Зикеева, Н.В.Серебряковой, Е.С.Слепович и многих других.
Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.
Поэтому нами была выбрана данная тема и обозначена как актуальная.
Целью нашей работы является разработка логопедических занятий, способствующих совершенствованию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Поставленная цель реализуется в следующих задачах:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать особенности психологического развития детей с задержкой психического развития.
3. Провести обследование связной речи учащихся с задержкой психического развития и с нормальным психофизическим развитием.
4. Выявить особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием.
5. Разработать и апробировать достаточно эффективные логопедические занятия по совершенствованию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
6. Определить результативность формирующего эксперимента.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:
- диагностический (беседа с логопедом, анализ документов: речевых карт учащихся, тетради);
- обсервационный (педагогическое наблюдение);
- экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);
- праксиметрический (анализ особенностей формирования связной речи).
Объект - связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Предмет - логопедические занятия по совершенствованию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в следующем: целенаправленная логопедическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития способствует совершенствованию их связной речи.
Глава 1. Проблема развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития
С каждым годом растёт число детей так называемой группы риска. Л.В.Кузнецова в 2001 году приводит следующие данные: в настоящее время не менее чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы [35, с.120 ].
В работе В.И.Лубовского ''Обучение детей с задержкой психического развития'' [25] в 1994 году отмечено, что '' среди стойко неуспевающих младших школьников около 50% составляют дети с ЗПР.'' Эти сведения подтверждаются и в исследованиях многих других учёных, таких как Т.А.Власовой, Ю.Г.Демьянова, С.В.Зорина, Л.И.Переслени, Е.С.Слепович.
Так, в 2001 году Н.М.Назарова указывает на то, что "большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как "дети с задержкой психического развития". Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников".[34 ]
Таким образом, задержка психического развития является распространённой слабовыраженной аномалией развития.
Всплеск общественного и государственного интереса к неуспевающим детям приходится в России, как и во всех странах мира, на момент реального введения обязательного начального образования. (1908 г.)
В конце 50-х – начале 60-х годов в условиях большого объёма образовательного стандарта число неуспевающих детей оказалось столь велико, что НИИ Дефектологии АПН СССР начало проводить систематические медико-психолого-педагогические исследования, направленные на изучение общего и специфического в развитии детей с трудностями в обучении, умственно отсталых детей и нормально развивающихся. К этому времени такими исследователями как Т.А.Власовой, В.И.Лубовским, К.С.Лебединской, Г.Е.Сухаревой был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщён зарубежный опыт изучения школьников этой категории.
В результате этого была выделена особая категория младших школьников - дети с задержкой психического развития. Этот термин появился впервые в 80-е годы и был предложен Г.Е.Сухаревой [34].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--