Дипломная работа: Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики

Содержание

Введение

1. Герменевтическое учение: его сущность, содержание и роль в гуманитарном познании

1.1 Мировоззренческие основы проблемы понимания в педагогике

1.2 История развития герменевтики как учения об интерпретации и понимании гуманитарных явлений

1.3 Формы духовного постижения человека и действительности

1.4 Язык как фактор интерпретации и понимания педагогического знания

1.5 Сущность, содержание и понятийный аппарат педагогической герменевтики

2. Теоретические основы герменевтической интерпретации педагогического знания

2.1. Общенаучные модели интерпретации знания

2.2 Логико-гносеологический аспект интерпретации знания (интерпретация как познание)

2.3 Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания (интерпретация как понимание)

2.4 Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание

2.5 Текстовая природа герменевтическойинтерпретации педагогического знания

3. Практика герменевтической интерпретации педагогического знания

3.1 Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

3.2 Констатирующий эксперимент

3.3 Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания

3.4 Опробование форм и методов интерпретации педагогического знания в процессе опытной работы

3.5 Эффективность применения процедуры герменевтической интерпретации педагогического знания

Заключение

Литература

Приложение


Введение

В современном контексте «смещения эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» (B.C. Библер) естественным и закономерным явлением становится обращение к герменевтике -общенаучной теории и практике интерпретации и понимания письменно зафиксированных проявлений жизни человека, -основанной на постижении реальности через рефлексивное осмысление богатейшего эмоционально-духовного опыта человечества, представленного не только в науке, но и в религии, языке, народных традициях, искусстве, культуре в целом. Обращение педагогики к герменевтике обусловлено следующими обстоятельствами.

1. В центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного методического приёма. В современной науке проблема понимания изучается в основном в философском, логико-гносеологическом и психологическом аспектах (Л.А. Беляева, А.А. Бодалёв, С.С. Гусев, В.В. Знаков, Л.Г. Ионин, О.В. Ковалевская, Г.С. Костюк, СБ. Крымский, В.К. Нишанов, А.И. Ракитов, Л.А. Селицкая, А.Н. Славская, Г.Л. Тульчинский, Г.И. Цинцадзе). Существуют обоснованные доказательства важности герменевтической проблематики для педагогики (И.И. Сулима), а также научные труды по психологической герменевтике (А.А. Брудный), однако понятие педагогической герменевтики до настоящего времени не являлось предметом специальных научных исследований.

2.Поиск путей достижения понимания герменевтика традиционно ведёт с опорой как на рационально-логическое, так и на иррациональное начала человеческой деятельности, придавая особое значение чувствам и интуиции. В психолого-педагогической науке представлены научные концепции, построенные, с одной стороны, на исследовании интеллектуальных основ педагогической деятельности (наиболее характерные примеры: теория поэтапного формирования умственных действий, теория оптимизации обучения), с другой, - подходы, акцентирующие внимание на творческом характере педагогической деятельности и важной роли в ней образно-эмоциональной сферы (В.М. Букатов, С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, СЮ. Курганов, Ю.Л. Львова, А.А. Мурашов, В.Г. Рындак). В условиях многоаспектности, многомерности педагогических процессов назрела необходимость на основе паритетного подхода (Ш.А. Амонашвили, В. И. Загвязинский) определить сущность взаимодействия противоположных научных подходов, категорий, оценок, рекомендаций.

3. Герменевтика как общенаучная теория интерпретации и понимания имеет большой гуманистический потенциал, поскольку особое значение придаёт вненаучным формам духовного постижения человека, требующим выявления их педагогических возможностей и координации с научно-педагогическим знанием. При этом педагогическая герменевтика призвана преодолеть незаслуженную недооценку в педагогической деятельности роли идеальных (надстроечных) оснований.

4. С позиций герменевтики важнейшим фактором достижения понимания является язык. Для современной педагогики характерны сложные взаимоотношения содержательных характеристик педагогического знания и языковой формы их воплощения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 233
Бесплатно скачать Дипломная работа: Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики