Дипломная работа: Творческие индустрии как способ формирования городского пространства
Содержание
Введение
Глава I. Город как социокультурное пространство: реурбанизация и креативные стратегии развития
Глава II. Исследование особенностей современных творческих индустрий в России и мире
2.1 Творческие индустрии - мировой и российский опыт
2.2 Креативный город: "старые-новые" культурные площадки
2.2.1 Эмшер Парк - "мастерская будущего в старых промышленных зонах"
2.2.2 Хаддерсфилд - "сильное сердце, творческий ум"
2.2.3 Винзавод - "новый Центр современного искусства" в Москве
2.2.4 Екатеринбургский Арт-Завод - территория культурного производства
Глава III. Включение творческих индустрий в культурную политику российских городов
3.1 Творческие индустрии как стратегический культурный ресурс города: административный уровень
3.2 Применение теории творческих индустрий в культурном пространстве города на практике: создание кафе "Латте" в Екатеринбурге
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Огромную роль в возрождении современных городов играют творческие индустрии - новый вид предпринимательской активности, и одновременно один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Творческие индустрии объединяют предприятия и предпринимателей, «продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». К творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино и телевидения, Интернет, компьютерных технологий и медиа; а так же галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, культурный туризм, индустрию досуга. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность.
К сожалению, в сегодняшней России процесс модернизации захватывает лишь традиционные области индустриальной экономики, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов и машиностроением. Если при этом и упоминают о культуре, то только в роли хранительницы наследия, существующей в особом, отделенном от жизни пространстве, и неподлежащей модернизации. «Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики».
Творческие индустрии способны менять облик города, превращая ранее мало презентабельные районы в популярные. Так, в Великобритании бывшие промышленные кварталы Ливерпуля, Манчестера и Шеффилда сегодня стали отдельными арт-участками, населенными художниками, музыкантами, дизайнерами. Города с подобным устройством становятся новыми культурными столицами Европы.
Тема формирования нового городского пространства под воздействием современных культурных индустрий необычайно актуальна. По оценкам ООН, к 2025 году доля городского населения всего мира составит 63% (известно, что в 1975 году этот показатель был равен 39%)[1] . И это население необходимо будет трудоустроить и создать условия для раскрытия его творческого потенциала. Актуальность данной темы стала еще более очевидной, после того, как глобальный экономический кризис обнажил проблемы крупных индустриальных мегаполисов и моногородов, не способных противостоять вызовам современности.
В России деятельность по разработке стратегических направлений развития сектора творческих индустрий была начата в Санкт-Петербурге только в июне 2001 года. Она объединила усилия специалистов городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера в рамках проекта приграничного сотрудничества ТАСИС «Партнерство по поддержке творческих индустрий». Сегодня такая работа ведется и в Екатеринбурге. В данной работе автор пытается, опираясь на зарубежные и отечественные источники, а также на собственный опыт знакомства с деятельностью предприятий отрасли творческих индустрий за рубежом в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, проанализировать процессы перехода промышленных городских территорий в ранг творческих под воздействием арт-сообществ.
Тема участия творческих индустрий в развитии современных городов исследуется преимущественно зарубежными специалистами. В частности, изучением концепции «Креативного города» занимается ведущий британский специалист по развитию городов Чарльз Лендри[2] . Исследованиями в этом ключе также заняты Питер Холл - соавтор книги «Инновационные и устойчивые европейские города». Эш Амин и Найджел Трифт - авторы книги «Глобализация, институциональное и региональное развитие в Европе»[3] , Ф. Бианчини и М. Паркинсон - авторы работы «Культурная политика и возрождение урбанистики: опыт Западной Европы»[4] . Над изучением темы творческих индустрий в России работает основатель одноименного пилотного проекта в Санкт-Петербурге - Дмитрий Мильков.
В процессе написания дипломной работы автор активно задействовал вышеназванные работы, а так же привлекал труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию современной культуры и концепции культурного производства. Среди них особое значение имели исследования Ю. Асояна, А. Малафеев[5] , М. Арнольда[6] , Пьера Бурдье[7] , М. Лукова [8] , А. Гутнова, В. Глазычева[9] , П. Вайля [10] .
Объект дипломного исследования: процессы развития современных городов.
Предмет исследования: творческие индустрии как детерминанта инновационного развития современного города.
Цель работы: на основании уже имеющихся исследований показать перспективы развития города под воздействием творческих индустрий.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть город как социокультурное пространство;
проанализировать влияние творческих индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--