Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения
Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время разделом 8.1. Налогового кодекса Российской Федерации [1] установлены четыре специальных налоговых режима, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В данной работе рассмотрена упрошенная система налогообложения, в сравнении с основным налоговым режимом. Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.1 [1], которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.
После введения упрошенной системы налогообложения в действие перед малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями встали два вопроса:
стоит ли применять упрощенную систему налогообложения;
если да, то какой вариант выгоднее для налогоплательщика.
Цель данной работы найти ответ на поставленные вопросы. В теоретической части работы изложены основные положения применения действующей упрощенной системы налогообложения, установленные законодательством, и пояснения к ним с необходимыми примерами расчетов.
В аналитической части произведен анализ влияния смены налогового режима ООО «Квадр» 2003 г на показатели финансовой деятельности организации.
В экспериментальной части разработана методика выбора оптимального варианта упрощенной системы налогообложения, минимизирующего величину налогового бремени, а также произведен анализ правильности выбора объекта налогообложения ООО «Квадр».
1 Теоретическая часть
1.1 Общие положения
Упрощенная система налогообложения (УСНО) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации [1]. Применять УСНО могут только те организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным ст. 346.12 и ст. 346.13 [1].
Ст. 346.12 [1] предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСНО и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных критериев, установленных ст. 346.13 [1], должны в обязательном порядке вернуться на общий режим.
Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пунктах 2 и 3 ст. 346.11 [1] и пункта 1.2. настоящей работы. Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают на общих основаниях. Кроме того, пунктами 2 и 3 ст. 346.11 [1] установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также субъекты предпринимательства, применяющие УСНО, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных положениями [1].
В соответствии с пунктом 4 ст. 346.11 [1] для организаций и предпринимателей, применяющих УСНО, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. В настоящее время ведение кассовых операций регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”.
1.2 Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые при применении УСНО
Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.11 [1], вместо уплаты налогов приведенных в таблице 1.1 уплачивают единый налог. Перечень налогов, приведенный в таблице 1.1 является закрытым.
Таблица 1.1 - Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО.
Субъекты предпринимательской деятельности. | Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО. |
Организации. | Налог на прибыль организации. |
Налог на имущество организации. | |
Единый социальный налог. | |
Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. | |
Индивидуальные предприниматели | Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности). |
Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) | |
Субъекты предпринимательской деятельности. | Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО. |
Индивидуальные предприниматели | Единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности. |
Единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц. | |
Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. |
Так как перечень налогов, от уплаты которых субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, освобождены, является закрытым, то помимо единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налоги и сборы, не упомянутые в данном перечне в соответствии с общим режимом налогообложения, а также подавать в налоговые органы декларации и иные формы отчетности по уплаченным налогам, сборам и взносов.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 246.11 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальным предпринимателям следует также обратить внимание на то, что факт перехода на УСНО не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог.
Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 5 ст. 346.11 [1], не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных [1]. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие УСНО, приведен в таблице 1.2.
Помимо налогов и сборов, приведенных в таблице 1.2. субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
Таблица 1.2 - Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на УСНО
Наименование налога (сбора, взноса). | Объект налогообложения. | Ставка налога (сбора, взноса) | |
Взносы на обязательное и добровольное страхование. | |||
Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) [2]. |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц, - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам (п.2 ст.10 [2], п.1 ст.236 [1]). |
Зависит от возраста и пола физических лиц (ст. 22, 23 [2]). | |
Для индивидуальных предпринимателей – фиксированный платеж (п.1 ст.28 [2]). | --- | ||
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3]. --> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 583
Бесплатно скачать Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения
|