Дипломная работа: Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом в процессе их обучения в коррекционной школе I-II вида
студентки IV курса
факультета педагогики и методики
начального образования (логопедия)
Руководитель:
Таганрог
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Обучение устной речи детей с нарушениями слуха
1.1 Анализ исторически сложившихся подходов к формированию устной речи детей с нарушениями слуховой функции
1.1.1 История развития взглядов на обучение произношению неслышащих детей
1.1.2 Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в истории сурдопедагогики
1.2 Система работы по формированию устной речи детей с нарушениями слуха
1.2.1 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих школьников
1.2.2 Основные направления, задачи и методы развития произносительной стороны речи детей с нарушениями слуховой функции
Глава 2. Опыт сурдопедагогов А.В. Иванова, Е.В. Петровой по формированию устной речи детей с нарушением слуха
2.1 Особенности произношения детей с нарушениями слуха
2.2 Работа над произношением на индивидуальных занятиях
2.3 Работа над произносительной стороной устной речи на фронтальных занятиях
2.4 Работа по развитию слухового восприятия устной речи
Заключение
Литература
Введение
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.
Для развития речи ребёнка решающее значение имеет полноценный слух. Слыша речь взрослых, подражая ей, ребёнок самостоятельно учится говорить. Слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности. С помощью слуха ребёнок получает возможность контролировать собственную речь, сравнивать её с речью окружающих, усваивая не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка.
При отсутствии специального обучения дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие) не овладевают речью, что приводит к тяжёлым нарушениям в их развитии. Поэтому формирование у детей с нарушением слуховой функции устной речи является одной из главных задач программы обучения и воспитания в коррекционных образовательных учреждениях. В настоящее время в отечественной сурдопедагогике создана система формирования устной речи у детей с нарушениями слуха как одного из важных факторов полноценного и гармоничного развития личности, полной адаптации в обществе. Достаточно свободное владение устной коммуникацией в дальнейшем позволяет более свободно осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации.
Проблема исследования – возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом в процессе их обучения в коррекционной школе I- II вида.
Объект исследования – коррекционно-развивающий образовательный процесс в коррекционной школе I- II вида.
Предмет исследования – организация, содержание и методика педагогической работы, нацеленной на формирование устной речи школьников с нарушенным слухом (в условиях коррекционной школы I- II вида).
Цель исследования – изучить историю, концептуальные основы, содержание и организационно-методические аспекты педагогической деятельности по формированию устной речи глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать исторически сложившиеся подходы к развитию слухового восприятия и обучению произношению детей с нарушенным слухом.
2. Раскрыть цели и задачи педагогической работы по формированию устной речи у детей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--