Доклад: Анализ рынка потребительского кредитования в России
1. Анализ рынка потребительского кредитования в России и УРФО
Кредитование физических лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в России. Начиная с 1999 года в России наблюдается устойчивый экономический рост, который в течение 2001-2004 гг. в среднем превышал 6% в год.
Существенный экономический рост повлек за собой и усиление активности банковского сектора, который в течение последних 5 лет увеличил свой совокупный кредитный портфель более чем в 6 раз.
При этом, начиная с 2000 года в банковском секторе наблюдалась устойчивая тенденция увеличения доли кредитования физических лиц.
Так, если на 1 января 2000 года доля кредитов физическим лицам в совокупном кредитном портфеле банковской системы РФ составила чуть более 4.6%, то к началу 2002 года эта доля выросла до 6.5%, а к началу 2005 года составила уже 14.6%.
По данным Банка России по состоянию на 1 декабря 2004 года объемы кредитования физических лиц составляли 573 266 млн. руб. А уже в марте 2005 года, по оценке Центра экономических исследований достигли 685 000 млн. руб.
Случившийся в середине 2004 года кризис ликвидности банковской системы не оказал негативного влияния на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля с мая по июль (кризисный период) составил 7.8%, что превышает средний показатель за весь 2004 год на полтора процента.
Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков.
Спрос физических лиц на кредиты обеспечивается за счет роста реальных доходов населения (реальные доходы население выросли более чем на 10%), активной маркетинговой и рекламной политики банков, продвигающих свои кредитные продукты, экономической стабильности, увеличением числа доступных кредитов, а также производителей и продавцов товаров, стремящихся увеличить объемы продаж, постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях. Вероятность существенного снижения темпов роста доходов граждан в настоящее время достаточно мала.
Росту рынка потребительского кредитования способствовало также и снижение уровня процентных ставок.
Среднее снижение ставки по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило в 2004 году примерно 3%. В то же время, стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла, составив порядка 17% годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по кредитам срочностью от 3 до 6 мес, которое составило порядка 4.5%.
Потребительское кредитование вообще стало одним из экономических «хитов» прошлого года. Наибольших темпов роста рынок потребительского кредитования достиг именно в 2004 году, когда среднемесячный прирост кредитного портфеля составил 27 млрд. рублей. Всего же в 2004 году рост потребительских кредитов составил 106.5%.
Структура рынка потребительского кредитования в течение 2004 года претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности, структура рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла с примерно на 10%.
Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7%. На нецелевые кредиты по итогам 2004 года пришлось порядка 62% объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.
Преобладающая доля нецелевых кредитов, которые предоставляются чаще с применением скоринговых моделей, это так называемые экспресс-кредиты, объясняется тем, что они более доступны потребителям. Так если ипотечные или автокредиты рассчитаны в основном на состоятельных людей (с доходом не менее 700 долларов в месяц), то претендовать на экспресс-кредит можно, зарабатывая даже 200 долларов в месяц.
Розничная торговля благодаря банковским кредитам за минувший год увеличила свои обороты, по некоторым оценкам, в полтора раза — с 3 до 4,5 трлн. рублей. В прошлом году за счет использования экспресс-кредитования было профинансировано 16% покупок.
Подобная тенденция указывает на увеличение значимости кредитования физических лиц как непосредственно для потребителей, так и для экономики в целом, поскольку стимулирует личное потребление. Таким образом, в течение последних 5 лет, и в особенности в 2004 году, в России наблюдалось существенное развитие потребительского кредитования.
По различным оценкам, сейчас около 5 млн россиян уже воспользовались потребительским кредитом. По мнению банкиров, уже в скором времени Россия имеет шанс догнать европейские страны по объему выданных населению кредитов.
В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный Федеральный Округ, на который пришлось порядка 30% всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский Федеральный Округ, на которые пришлось 20% и 15% рынка соответственно.
В целом, структура рынка кредитования физических лиц (Рисунок 2.1.) отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
Рисунок 2.1. – Региональная структура рынка потребительского кредитования на 01.10.04
ЦФО - Центральный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--