Доклад: Элегический дистих
Элегический дистих – вид античной строфы; двустишие, первая строка которого имеет форму гекзаметра (см. одноименную статью), а вторая – пентаметра:
(-ÈÈ)(-ÈÈ)- / -ÈÈ -ÈÈ -
Элегический дистих используется как одиночная, самодостаточная строфа и как повторяющийся элемент стихотворного текста.
Если писатель не хочет взять тему пониже, чем “вечность”,
Значит – созданьям его в вечности жить не дано.
(В.Я.Брюсов. Автору мировых драм)
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам…
(В.В.Набоков. Бабочка)
Пентаметр (греч. pentametros) – пятимерник; последний в древнегреческом стихе долгий слог иногда превращался в краткий, и тогда 6-стопный (6-мерный) стих сокращался на 1 стопу. Пентаметр отдельно от гекзаметра не использовался, поэтому встречается только в элегическом дистихе. Можно заметить, что оба полустишия пентаметрической строки симметричны (3-стопный дактиль с мужской клаузулой) и одинаково соотносятся с левым полустишием в гекзаметре. Особенно четко симметрия частей пентаметра проявилась в русской силлабо-тонической поэзии. Поэтому допустимые стопные замены встречаются в пентаметре значительно реже, чем в гекзаметре (ниже курсивом отмечены стопные замены в гекзаметре):
В зеркале часто се(бя / ты) (видишь), с детской улыбкой
Свой поправляя венок; /так разреши мне сама,
Где у тебя на ли(це) / более жизни и страсти:
Вешним ли утром в саду, / в полном сияньи зари,
Иль у огня мое(го, / ког-)да я боюсь, чтобы искра,
С треском прыгнув, не сожгла / ножки-малютки твоей?
(А.А.Фет. “Друг мой! Могу ль при тебе
дожидаться блаженства в грядущем?..”)
В элегическом дистихе строки гекзаметра и пентаметра противопоставлены по ряду признаков. Прежде всего по интонационному узору, что ярко проиллюстрировал сконструированным примером стиховед О.И.Федотов (см.: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997. С.46):
Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана,
Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть.
Кроме того, часто строки элегического дистиха (сказывается многовековая традиция его использования в эпиграммах) противопоставлены по смыслу. Смысловым противопоставлением двух строк можно добиться комизма. Такого рода контраст помогает писателю высказать парадоксальное суждение (см. выше пример из Брюсова) или создать каламбур:
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.
(А.С.Пушкин. К переводу Илиады)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--