Доклад: Электронное государство

Электронное государство: понятие, концепция.

„Электронное государство“ представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Однако из этого определения вовсе не следует, что переход к „электронному правительству“ должен ознаменоваться ростом числа компьютеров в кабинетах чиновников. Напротив, согласно этому определению, он должен привести к изменению взаимоотношений между государственными служащими и остальными гражданами».

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой перевод допустим, но это только одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. В таком значении его следует применять и в данном случае. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а о всех трех ветвях власти.

«Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути, оно означает новый этап развития конституционного государства. Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное – с переходом к информационной экономике.

Каждый переход к новому качеству проходил сложно, зачастую сопровождаясь серьезными кризисами. Исходя из этого опыта, важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить характер и способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьезных социально-экономических потрясений. От государства требуется выработка программы, определяющей пути перехода на новый этап. Именно такой переход демонстрируют страны со сложившимися демократическими традициями. Вместе с тем зарубежная практика показывает схожий характер первых шагов.

В упрощенном виде «электронное государство» можно свести к созданию определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. Однако речь идет не столько о технических, сколько о юридико-политических аспектах данной проблемы.

Для того, чтобы новые коммуникативные связи получили развитие, необходимо провести значительную работу по созданию реальной электронной документации, по приданию документообороту в электронной форме юридически значимого характера.

Содержание законов в данной области сводится к признанию юридической силы электронных документов, электронной подписи, а также урегулированию электронной формы документов отдельных государственных органов, прежде всего исполнительных и судебных. Традиционно к документам на бумажных носителях предъявляются определенные требования( на них должна быть проставлена подпись, а зачастую несколько, печать, иные реквизиты). Требуется значительная работа, чтобы адекватно перевести документы в электронную форму. Сложность процесса демонстрирует практика США.

Согласно Закону США о ликвидации бумажного документооборота в государственных органах 1998г. федеральные органы исполнительной власти к 2003г. должны по возможности перейти на электронный документооборот и обеспечить доступ граждан к электронным документам. На основе закона были разработаны правила, которые помогают государственным органам перестроить работу. В этом им также содействует Министерство юстиции. Государственные органы должны проанализировать документацию с позиций требований, предъявляемых к ней законодательством, решить вопрос о возможности замены бумажных документов электронными. В ряде случаев допускается, что отдельные виды документов могут быть только на бумажных носителях. Государственные органы должны решить вопрос о регистрации, хранении электронных документов. В связи с этим должна быть и перестроена работа государственных архивов.

Существуют особенности создания система обмена информацией в странах с федеративным устройством, поскольку необходимо создание соответствующих инфраструктур на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления. Информационные технологии предполагают определенный уровень стандартизации.

Однако создание единых правовых стандартов внутри государства зависит от характера федерации. В США субъекты федераций имеют самостоятельные правовые системы, законодательные, исполнительные и судебные органы. В этой стране субъекты федерации предпринимают активные шаги по разработке собственных моделей электронного правления. В то же время федеральная власть разрабатывает законопроекты для федеральных органов.

Однако указанные проблемы являются важным условием формирования «электронного государства», но не его целью. «Электронное государство» отражает качественные изменения, происходящие во взаимоотношении власти и общества, что веет к перераспределению ролей участников управленческих процессов, прежде всего государства.

Развитию «электронного государства» предшествовало создание открытого общества, открытой экономики. Эти понятия отражают изменения в информационном обмене. Общество получало все больший доступ к информации. Эти процессы нашли отражение в законодательство, начиная со второй половине 20в. (закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г., закон Норвегии 1971г. об общественном доступе к государственным документам). С развитием компьютерных технологий эти законы изменяются (к примеру, в закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г. внесены поправки в обязывающие государственные органы давать информацию в электронной форме), либо принимаются новые законы второго поколения. Последние существенно расширяют содержание права на информацию, давая гражданам право на получение любой информации из государственных органов без указания причин, по которым это информация необходима (закон о свободе доступа к информации Исландии 1996г.).

Примером закона второго поколения может служить английский закон о Свободе информации 2000г. Он устанавливает открытый перечень органов государственной и общественной власти, которые обязаны предоставлять информацию. К таким органам относятся правительственные органы, органы местной власти, учреждения (больницы, школы, университеты), полиция, законодательные органы, другие структуры – почта, национальная галерея. Закон определяет обязанность этих органов обеспечивать эффективный поиск общественно доступной информации, а также отвечать на индивидуальные запросы о наличии информации и о получении информации. Закон также устанавливает 23 исключения, касающихся информации об уголовном расследовании, коммерческой тайны, интересов и безопасности Соединенного Королевства, и т.д. В остальных случаях, если государственных структуры не дают информацию в течение установленного срока, они могут быть подвергнуты штрафу. Контроль над этой сферой возлагается на Уполномоченного по делам информации.

Поскольку подобные законы требует существенных изменений в деятельности государственных структур, то на подготовку к их вступлению в силу дается несколько лет, когда закон полностью вступит в силу. (к примеру, английский закон о свободном доступе к информации 2000г. полностью вступит в силу в 2005г.; федеральный закон Канады 2001г о защите личной информации и электронных документах вступит полностью в силу в 2004г.).

Особое развитие в современное время получило законодательство о защите личных прав. Европейские документы устанавливают, что сбор личной информации должен проводиться только в установленных, законных целях; лица, информация о которых собирается, должны быть поставлены в известность и иметь право доступа к информации, которая их касается, возможность изменить или исключить неправильную информацию, право на возмещение ущерба в судебном порядке, если имеют место нарушения. Особое внимание уделяется сбору данных об этнической и национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных верованиях, членстве в профсоюзах. Национальные законы защищают личную информацию в различных областях, прежде всего в области здравоохранения (Закон Канады о личной информации пациентов 2001г., закон провинции Онтарио о личной информации о состоянии здоровья), информация о потребителе (Защита информации о покупателе). Готовящийся в Бразилии закон о частной информации регулирует сбор и распространение информации о лице в Интернете, устанавливая штраф за нарушение. В Израиле лицо, имеющее банк данных более чем на 10.000 человек, должно зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Европейского законодательство предполагает создание органов, контролирующих автоматизированную обработку личных данных, применение соответствующего законодательства и рассмотрение жалоб на нарушение прав. Такие органы действуют независимо и имеют право прекращать сбор данных, если выявлены нарушения прав и свобод. Законодательство европейских стран устанавливает процедуру подачи и рассмотрения жалоб. В большинстве стран, принявших подобные законы, установлена должность Уполномоченного в сфере информации.

С другой стороны, одновременно разрабатываются законы, определяющие право государственных органов, главным образом следственных, контролировать личную информацию, содержащуюся в электронной форме. В Венгрии доступ полиции к такой информации возможен на основе судебного решения и только при расследовании преступлений, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Только на основе судебного решения допускается электронный контроль в США. Закон Исландии о защите личности в сфере передачи информации определяется видео контроль.

Развитие «электронного государства» в мире

Количество взрослых жителей мира, прибегающих к помощи Интернет для того, чтобы воспользоваться услугами правительственных служб за последние 12 месяцев выросло на 15%. Таковы данные исследования, которое ежегодно проводит компания Taylor Nelson Sofres. Трое из десяти граждан (30%) сообщили, что они пользуются услугами правительственных органов в режиме онлайн (по сравнению с 26% опрошенных год назад).

В некоторых странах рост числа охваченных Интернет-службами еще выше. Среди наиболее продвинутых в этом плане население Австралии (с 31% до 46%), Турции (с 3% до 13%), Голландии (с 31% до 41%) и США (с 34% до 43%). Авот в Японии неожиданно спрос на услуги государственных служб в Интернет за прошедший год упал с 17% до 13%.

В 2001 году настороженность и опасения относительно безопасности работы с государственными службами по Интернет были весьма сильны. В2002 году вера в безопасность Интернет-связей с государством сильно возросла. Почти 23% граждан утверждают, что они чувствуют себя спокойно, отсылая персональную информацию (такую, как номера кредитных карт и номера счетов в банке) в госслужбы. В2001 году таких спокойных граждан было всего 14%, что составляет весьма значительный рост в 64%.

И все-таки спокойствие и доверие граждан к государственным службам в онлайновом режиме сильно разнятся в зависимости от страны. Страны Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) вкупе с некоторыми странами Юго-Восточной Азии (Сингапур и Гонконг) имеют наивысший уровень доверия к надежности онлайновых госслужб (почти треть пользователей). Авот наибольшие сомнения в защищенности Интернет-контактов с чиновниками выразили японцы (90% считают, что связь с государством по Интернет недостаточно безопасна), немцы (82%) и французы (76%).

Услугами государственных организаций в онлайне чаще всего пользуются для следующих целей: поиск информации (24% пользователей) и загрузка информации (11% пользователей). Увеличение числа пользователей государственных онлайновых служб напрямую происходит из-за роста числа людей, ищущих информацию (с 20% до 24% за период в 12 месяцев до сентября 2002).

Однако стоит отметить и небольшое увеличение использования госслужб гражданами по таким вопросам, как осуществление транзакций и передача персональной информации. Во всем мире количество транзакций с государством увеличилось с 6% до 7% за 12 месяцев с сентября 2001 года по сентябрь 2002 года. Процентное соотношение тех, кто предоставляет свою персональную информацию государству, увеличилось с 7% до 8%.

По результатам исследования выяснилось, что больше всего услугами госслужб в онлайне пользуются граждане Швеции (57% населения страны), Норвегии (56% населения страны), Сингапура и Дании (в обеих по 53%). Для этих же стран характерен и наибольший уровень использования Интернет (приблизительно 80% населения во всех четырех странах). Для сравнения: Англия и Япония являются странами с самым низким уровнем потребления государственных услуг через Интернет (среди обследованных, разумеется), всего 13% населения воспользовались ими.

Во всем мире мужчины чаще обращаются в государственные органы по Интернет (33%), чем женщины (26%), а в возрастных группах наиболее часто контактируют с государством по Интернет те, кто еще не достиг 35 лет.

Тем не менее, за прошедшие с предыдущего опроса 12 месяцев значительно выросло число обращающихся в госслужбы по Интернет среди возрастной группы 3544 года (с 22% до 36%) и возрастной группы 5564 года (с 2% до 18%). Авот среди пожилых людей от 65 лет и старше число обращений к государственным органам по Интернет снизилось (с 7% в 2001 до 5% в 2002).

Во всем мире количество пользователей Интернет, которые осуществляли транзакции посредством госслужб равно количеству пользователей, делавших покупки в онлайне. Ив том, и в другом случае это 15% граждан за последние 12 месяцев.

Процентное соотношение пользователей Интернет, обращающихся при этом за услугами в государственные конторы, сильно изменяется в зависимости от страны от 16% в Венгрии до 81% в Норвегии.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 168
Бесплатно скачать Доклад: Электронное государство