Доклад: Финансовые ведомства Римской империи в IV веке
Курсовая работа студента III курса вечернего отделения
Рудницкого Романа.
Научный руководитель
доцент П. В. Шувалов
Санкт-Петербург
2001 г.
Содержание:
Введение ................................................................................2.
Глава первая. Sacrae largitiones............................................6.
Денежная система.......................................................7.
Доходы и расходы.....................................................10.
Структура ведомства.................................................14.
Глава вторая. Res privata......................................................18.
Глава третья. Ведомство преторианского префекта.........21.
Заключение............................................................................26.
Библиография........................................................................28.
Введение.
Финансовая структура поздней империи кажется чрезмерно запутанной. Существовало три независимых ведомства – ведомство преторианского префекта, sacrae largitiones («священные щедроты») и res privata («частное дело»), каждое из которых было ответственно непосредственно перед императором имело свое собственные доходы, казну и административный штат[1] .
Структура и деятельность финансовых ведомств в IV веке слабо освещены античными историками. Сведения, которые дают авторы, обрывочны и носят случайный характер.
Важнейшим литературным источником по истории IV века является труд Аммиана Марцеллина, созданный около 390-го года. Аммиан, находясь на службе императора Юлиана, сам был свидетелем многих событий, которые описал впоследствии. Из созданной им 31 книги сохранились лишь 18 последних, в которых описываются события 353-378 годов.
Как видно из названия сочинения Аммиана, его, как и большинство античных историков, интересует прежде всего политическая история – «подвиги» (res gestae). Если Аммиан и касается финансовой темы, то речь у него как правило идет лишь о высших чиновниках, играющих роль в политических событиях – комитах, префектах. Тем не менее, и эти немногочисленные данные имеют большую ценность, так как помогают полнее воссоздать картину финансовой жизни империи.
Значительно больше информации дает законодательство – кодексы Феодосия и Юстиниана. Кодекс Феодосия, составленный в середине V века, в правление императора Феодосия II, содержит законы и указы предшествующих императоров с начала IV века по различным вопросам, включая и финансы. VI книга кодекса содержит материал по структуре различных ведомств империи, XI и XIII книги говорят о сборе налогов и других видах финансовой деятельности. Многие финансовые реформы, проведенные императорами IV века – Константином, Валентинианом, Феодосием I – отражены в указах, собранных в кодексе.
Более поздний и более подробный кодекс Юстиниана частично повторяет кодекс Феодосия, а частично дополняет его. Тем не менее, по замечанию французского историка Р. Дельмера, материалы кодексов в силу своей специфики указывают, как правило, лишь на существующие злоупотребления, оставляя в стороне повседневную жизнь чиновников[2] .
Ценным источником является документ, названный «Notitia Dignitatum omnium tam civilium quam militarium utriusque imperii» – «список всех достоинств, как гражданских, так и военных, обеих империй». Это перечень гражданских и военных должностных лиц с указаниями их достоинства, а также служб и чиновников, подчиненных каждому из них. Кроме того, Notitia dignitatum содержит иллюстрации с изображениями знаков отличия (insignia) высших должностных лиц империи.
Этот недатированный источник традиционно относят к началу V века, причем более ранним является раздел, посвященный восточным областям – обычно его датируют рубежом IV-V веков. Считается, что документ создавался в Западной империи[3] . Возможно, по этой причине часть, посвященная Западу, значительно подробней восточной. К сожалению, в тексте имеются лакуны, однако места, посвященные финансовым ведомствам, сохранились хорошо.
Помимо письменных источников, немаловажную роль в изучении финансов империи играют данные нумизматики – сохранившиеся до наших дней монеты, а также слитки драгоценных металлов, изготавливавшиеся в то время.
Систематическое изучение финансовой жизни поздней империи началось относительно недавно. В 60-е годы ХХ века эту тему всесторонне исследовал английский историк А. Х. М. Джонс в соответствующей главе своего труда, посвященного поздней Римской империи[4] . Джонс подробно останавливается на деятельности каждого из трех ведомств на протяжении IV-VII веков. Позднее Джонс выпустил сокращенный вариант своего сочинения, в котором основные сюжеты изложены в сжатом виде – «Гибель античного мира»[5] .
Позднее специальную монографию, посвященную двум финансовым ведомствам – «священным щедротам» и «res privata», написал французский исследователь Дельмер[6] . В своей работе он приводит обширный нумизматический материал.
Современные историки не пришли к единому выводу относительно того, насколько эффективно действовала финансовая система поздней империи. Так, Джонс, хотя и признает систему довольно запутанной, все же находит ее достаточно эффективной[7] . В книге же другого историка, М. Гранта, «Крушение Римской империи» чрезмерно жестокая налоговая политика называется в числе главных причин, погубивших Западную империю[8] . Однако надо заметить, что эта же система в Восточной империи с некоторыми неизбежными изменениями продолжала действовать еще не один век.
В данной работе будет сделана попытка дать краткий обзор деятельности финансовых ведомств, а также рассмотреть их структуру и те изменения в финансовой системе, которые происходили в Римской империи в течении IV века.
Наибольшее внимание будет уделено «священным щедротам». Хотя удельный вес этого ведомства в имперских доходах и расходах был не очень велик в сравнении с преторианской префектурой, тем не менее ведомство, отвечавшее за денежную систему и драгоценные металлы страны, больше других занималось чисто финансовыми проблемами. Два других ведомства – «res privata» и преторианская префектура – в значительной степени сочетали финансовые функции с другими – административными, юридическими, что требует для их изучения особого подхода.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--