Доклад: Лоббизм украинский и зарубежный опыт
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...3
Раздел 1
Общая характеристика лоббизма……………………………………….5
1.1. Понятие, природа и сущность лоббизма………………………5
1.2. Виды лоббизма………………………………………………….10
1.3. Методы и технологии лоббизма. Инструменты лоббистской
деятельности…………………………………………………………12
Раздел 2
Функции и нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за рубежом………………………………………………………………….16
2.1. Функции лоббизма……………………………………………...16
2.2. Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за
рубежом………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизмзанимает важное место в механизме демократии.
Актуальность темы обусловлена тем, что она является важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства. Сегодня тема лоббизма приобретает особую актуальность в свете попыток украинской политической администрации по-новому выстроить свои взаимоотношения с элитами и олигархическими группировками, создать такие политические механизмы, которые ставили бы их хотя бы в относительно равное положение перед властью и препятствовали получению одними группами заведомых преимуществ перед другими.
Целью данной работы является рассмотрение природы и функций лоббизма как политического института.
В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи :
1.рассмотреть понятие, природу, виды, методы и функции лоббизма;
2.показать общественное значение лоббизма;
3.охарактеризовать регулирование лоббизма в Украине и за рубежом.
Объектом исследования данной работы является организация, природа и функции лоббизма.
Предметом изучения данной курсовой является механизм организации лоббизма.
При написании данной работы были использованы аналитический, сравнительный и исторический методы исследования. В работе использовались труды следующих авторов: А.А. Радугин, М.Н. Марченко, А.Э. Бинецкий. Использовались также, ресурсы сети Интернет.
Структурно работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников (7 наименований). Общий объём работы составляет 26 страниц.
Раздел 1. Общая характеристика лоббизма
1.1 Понятие, природа и сущность лоббизма
Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».
В научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».
В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--