Доклад: Межпредметные связи с информатикой и ИКТ
Выполнили:
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева,
учителя информатики МОУ СОШ №2
им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино
ПЕНЗА, 2009
Межпредметные связи с информатикой и ИКТ
Н.А. Крестинина, Н.В. Лошкарева,
учителя информатики МОУ СОШ №2 им. А.И. Рензаева р.п. Земетчино
Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях, сформировать у него информационную культуру.
Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий.
Анализ содержания курса информатики и информационных технологий в школе позволяет выделить восемь линий наиболее значимых для включения в структуру межпредметных связей и соответствующие им умения, владение которыми позволит учащимся получить навыки использования ИКТ в различных предметных областях:
1. Информация. Кодирование информации.
Иметь представление о понятии «информация» в живой и неживой природе (физика, кибернетика, техника), о кодировании различной информации (биология – генетическая, музыка – звуковая, изобразительное искусство – графическая, математика – числовая).
2. Алгоритмизация и программирование.
Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования (тесты по всем предметам, приложения – простейший графический и текстовый редактор, калькулятор).
3. Моделирование и формализация.
Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.
4. Технология обработки текстовой информации.
Уметь создавать, редактировать и форматировать тексты. Иметь представление о настольных издательских системах.
5. Технология обработки графической информации.
Уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений и уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.
6. Технология обработки числовой информации.
Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
7. Технология хранения, поиска и сортировки информации.
Уметь применять табличные базы данных для построения и исследования компьютерных моделей.
8. Коммуникационные технологии.
Уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Межпредметные связи школьных предметов с информатикой начинаются с применения на уроках электронной аппаратуры (персонального компьютера, проектора, сканера, средства связи с Интернет, видео- и фотоаппаратуры и т.д.) и использования офисных программ (Word, Excel, Access).
На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии и т.д. Например, мы предлагаем, при изучении темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» использовать данные по биологии. При изучении Excel моделировать задачи по экономике, физике, математике. Изучение Access проводить на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами создания презентации в среде Power Point осуществлять при использовании материала по истории или географии и т.д. Обязательной итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power Point, HTML, Access, Word) на любую тему из курса школьной программы.
Очевидно, информационное моделирование предоставляет наиболее широкие возможности для использования межпредметных задач.
Для разработки системы межпредметных заданий мы предлагаем использовать следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):
1. выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--