Доклад: Модульно-редуктивное обучение истории и обществоведению

Автор опыта работы

Гуленина Валерия Юрьевна

учитель истории и обществоведения

первой квалификационной категории


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНО–РЕДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.

Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, казалось, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у школьников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает. Одновременно большой объем усвоенных знаний приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций с ними.

Основная цель современного урока истории состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. [10] Для достижения этой цели необходимо кардинально менять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе, что возможно только при использовании современных технологий

Использование инновационных педагогических технологий в процессе обучения истории и обществоведения целесообразно так как способствует активизации самостоятельной деятельности учащихся, способности обосновывать свою позицию, развитию творческого подхода к решению учебных задач, активизации мышления обучаемых, характеризуется четкой постановкой целей и действенной системой обратной связи, воспроизводимостью процессов, технологичностью. [7, c. 115] Технология модульно – редуктивного обучения отвечает всем этим требованиям. Она относится к личностно – ориентированным технологиям и суть ее заключается в том, чтобы усилия каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность с целью глубокого и осознанного понимания исторического и обществоведческого материала. И как следствие на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально- волевые усилия на достижение цели в учебе.

В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешенные проблемы следующего характера:

· Между преобладающим в школе объяснительно - иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного, личностно- ориентированного характера обучения.

· Получение знаний в готовом виде, что, как правило, вызывает затруднения в их практическом применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

· Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельном освоении материала (не умеют составлять план, конспект, таблицы, выделять причинно-следственные связи и т. д.)

· Резкий спад интереса к обществоведческим дисциплинам.

Преодоление вышеперечисленных проблем поспособствует воспитанию творческого, самостоятельного, критически мыслящего человека, что должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе.

Согласно теории деятельности, обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новизна концепции модульно – редуктивной технологии состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, создавать атмосферу творчества и сотрудничества, контролировать его деятельность. [1, c. 10]

Осознание этого позволило автору определиться с целью собственного педагогического поиска и развития. В итоге тема работы была сформулирована следующим образом: «Педагогическая техника модульно - редуктивного обучения истории и обществоведению». Цель работы – примененить на практике методы и приемы модульно- редуктивного обучения, которые способствуют развитию самостоятельной, критически мыслящей и творческой личности.

По указанной теме определены следующие задачи:

· Изучить и проанализировать литературу по теме работы

· Обобщить теоретические основы модульно-редуктивного обучения

· Выявить возможности и особенности применения приемов модульно-редуктивного обучения в практике преподавания истории и обществоведения

· Обобщить практические результаты опыта

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 287
Бесплатно скачать Доклад: Модульно-редуктивное обучение истории и обществоведению