Доклад: Морис Равель
Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения ; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов — А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час» Равель , по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского).
Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.
Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также Болеро (1928) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), Болеро, «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.
Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».
Сочинения:
оперы-
Испанский час (L'heure espagnole, комическая опера, либретто М. Франк-Ноэна, 1907, поставлена 1911, театр "Опера комик", Париж), Дитя и волшебство (L'enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г. С. Колет, 1920-25, поставлена 1925, Монте-Карло);
балеты-
Дафнис и Хлоя (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М. М. Фокина, 1907-12, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж), Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mire l'оуе, на основе фортепианных пьес того же названия, либретто P., поставлен 1912 "Театр искусств", Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепианного цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либретто P., 1911, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж);
кантаты-
Мирра (1901, не опубликована), Альсион (1902, не опубликована), Алиса (1903, не опубликована);
для оркестра-
увертюра Шехеразада (1898), Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), Вальс (хореографическая поэма, 1920), Веер Жанны (L'aventail de Jeanne, вступительные фанфары, 1927), Болеро (1928);
концерты с оркестром-
2 для фортепиано (D-dur, для левой руки, 1931; G-dur, 1931);
камерно-инструментальные ансамбли-
2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faurй, для скрипки и фортепиано, 1922), соната для скрипки и виолончели (1920-22), фортепиано трио (a-moll, 1914), струн, квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струн, квартета, флейты и кларнета (1905-06);
для фортепиано в 2 руки-
Гротескная серенада (Sйrйnade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также оркестр вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante dеfunte, 1899, также оркестровый вариант), Игра воды (Jeux d'eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur l'ocйan (также оркестровый вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), Долина звонов - La vallйe des cloches; 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d'apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере... Бородина, Шабрие (A la maniиre de... Borodine, Chabrier, 1913), сюитаГробницаКуперена (Le tombeau de Cou-perin, прелюд, фуга (такжеоркестровыйвариант), форлана, ригодон, менуэт (такжеоркестровыйвариант), токката, 1917);
для фортепиано в 4 руки -
Матушка-гусыня (Mamirel'оуе: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavanedelabelleauboisdormant, Мальчик-с-пальчик - Petitpoucet. Дурнушка, императрица Пагод - Laideronette, imperatricedePagodes, Красавица и Чудовище - LaBelleetlaBete, Сказочный сад - Lejardinferique; 1908), Фронтипис (1919);
для 2 фортепиано-
Слуховые пейзажи (Lessitesauriculaires: Хабанера, Среди колоколов-Entrecloches; 1895- 1896); для скрипки с фортепиано- концертная фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с оркестром);
хоры-
Три песни (Troischansons, для смеш. хора acappella, слова P.: Николета, Три чудо-птицы райских кущ- Troisbeauxoiseauxduparadis, Рондо; 1916);
для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем-
Шехеразада (с оркестром, слова Т. Клингсора, 1903), Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох -Soupir, Тщетная мольба - Placefutile, На крупе скакуна лихого - Surgidelacroupeetdubond; 1913), Мадагаскарские песни (Chansonsmadеcasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, слова Э. Д. Парни: Нахандова, Ауа!-Aoua!, Хорошо улечься в зной- Ilestdoux; 1926);
для голоса с фортепиано-
Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte d'aimer, слова Маре, 1894), Мрачный сон (Un grand sommeil noir, слова П. Верлена, 1895), Святая (Sainte, слова Малларме, 1896), Две эпиграммы (слова Маро, 1898), Песня прялки (Chanson du ronet, слова Л. де Лиля, 1898), Угрюмость (Si morne, слова Э. Верхарна, 1899), Плащ цветов (Manteau de fleurs, слова Граволле, 1903, также с оркестром), Рождество игрушек (Le Noлl des jouets, слова P., 1905, также с оркестром), Великие ветры, пришедшие из-за моря (Les grands vents venus d'outre-mer, слова А. Ф. Ж. де Ренье, 1906), Естественные истории (Histoires naturelles, слова Ж. Ренара, 1906, также с оркестром), На траве (Sur l'herbe, слова Верлена, 1907), Вокализ в форме Хабанеры (1907), 5 народных греческих мелодий (перевод М. Кальво-коресси, 1907), народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская: 191(!), Две еврейские мелодии (1914), Ронсар - своей душе (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924), Мечты (Reves, cлова Л. П. Фарга, 1927), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П. Морана, 1932, также с оркестром);
оркестровки -
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--