Доклад: О болезнях роста…
В России успела прижиться американская поговорка: «дело подобно автомобилю: само по себе оно будет двигаться только под гору». До кризиса 98 года владельцы успели вкусить роста своих молодых компаний, да не простого, а во многих случаях экспоненциального. Можно было услышать твердые заявления: «Мы будем удваивать объем продаж ежегодно». На вопрос: «Как долго?» следовала некоторая задумчивость и ответ: «Ну ладно, тогда с 2000 года будем увеличивать в полтора раза» .
Снижение объема продаж даже в первой производной (т.е. в темпах роста) вызывало немедленные репрессии по отношению к менеджерам, которые должны были воплощать грандиозные планы. А ведь Железный Канцлер предупреждал: «Берегитесь строить воздушные замки, потому что, хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются».
Эйфория была грубо прервана кризисом, и большинство переметнулось на восточную позицию: «бесчисленные планы человека редко завершаются удачей, в них есть что-то общее с рыбьей икрой: из миллионов икринок лишь несколько десятков удачливы». Мы сделали перерыв в погоне за успехом и ждали, пока он снова не поплывет мимо.
Все приходит для того, кто умеет ждать…
…даже деревенский автобус… Желающие доехать на нем до райцентра собираются с утра на остановке. Все знают, что автобус никогда не приходит раньше двенадцати, но на табличке написано, что в десять. Зато, пока длится ожидание, можно поучаствовать в социальной жизни.
В отличие от мудрых бабушек и дедушек, выдержкой наш средний класс (или то, что его заменяет) не может похвастаться: «Господи, ниспошли мне терпение! Сейчас! Сию же минуту!»
Парадоксально, но факт – зачастую для того, чтобы преуспеть, управляющий должен быть достаточно ленив. Уметь не суетиться, чтобы не делать лишнего, непродуманного и вредного – добродетель зрелых людей.
Надо только, чтобы в жизненном опыте не утонула решимость снова и снова начинать все «с нуля». Вернувшись к восточной мудрости в российском исполнении - двадцать раз попробуйте, на семьдесят первый получится .
Хорошо сохранившаяся энергия движения была в прошлом году продемонстрирована на практике. Как только забрезжила надежда, атаки на рынок возобновились, правда, более осторожно: «Мы будем увеличивать объем продаж ежегодно на 20 процентов». Во всяком случае, тема роста компаний снова стала актуальной.
Хотя внешние факторы в виде курса доллара, цен на нефть и т.д. и т.п. оказывают огромное влияние на жизненный путь российских компаний, есть и внутренние правила, по которым они развиваются. По этим законам, каждая организация неминуемо проходит через свои собственные кризисы.
Зная предстоящее препятствие, легче его преодолеть. Практика должна быть всегда воздвигнута на хорошей теории, ворота которой - перспектива.
Разрабатываем маршрут
Конечно, величайшей заслугой профессиональных менеджеров является, то, что они сами как можно больше определяют обстоятельства и как можно меньше дают обстоятельствам определять свои действия.
Для того чтобы понять, об какой камень скоро споткнешься, нужно для начала сориентироваться во времени и пространстве.
Посмотрим на два типичных для российского бизнеса этапа развития компании.
От «семьи» к «структуре»
Предположим, что компания еще невелика, но она выжила и уже встала на ноги:
- Во главе компании – компаньоны-учредители, предприниматели по своей сути.
- Доходы и расходы учитываются «котловым» методом.
- На работу до сих пор принимали тех, кому в первую очередь доверяли. Атмосфера практически идеальна – все свои, все друзья.
- Сформирована клиентская база.
- Сложились основные и вспомогательные бизнес-процессы.
- Появились свободные ресурсы.
Этот золотой период бизнеса все его участники будут помнить очень долго и воспоминания могут затмить собой со временем даже студенческие годы и первую любовь. Увы, все хорошее когда-нибудь кончается.
И собственники компании, и сотрудники устали. Первые расслабились от достигнутого успеха, вторые самоутвердились и вспомнили про личные интересы.
Разразился «кризис лидерства», кризис перехода организации от органичной «растительной» формы к формальной «механистической». Итак, компания начала каменеть сначала по колено, потом по пояс…
- Компаньоны-учредители стали по-разному видеть будущее и разругались. Выработать единую стратегию действий на этом этапе, щедро сдобренном внезапно всплывшими старыми обидами, не представляется возможным.
- Силы воли и врожденного таланта для управления разросшимся бизнесом стало не достаточно. Катастрофически не хватает времени ни на что.
- Руководители давно перестали непосредственно работать с клиентами, адекватно принимать информацию от сотрудников не научились и, как результат, потеряли чувство рыночной реальности и начали ошибаться.
- В хаосе нераспределенной ответственности начали «проваливаться» дела. Разрешение подобных ситуаций оттягивается до последнего момента, так как оно связано и с деловыми, и с личными отношениями.
- «Свободные» деньги деваются неизвестно куда.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--