Доклад: О роли нематериальных активов…
На сегодняшний день наиболее успешно развивающиеся российские компании понимают значение перехода от производственно-ориентированной стратегии развития к рыночной, клиенто-ориентированной стратегии.
Основными характеристиками данной стратегии являются:
Глобальная «кооперация» - переход от конкуренции к практике создания союзов, альянсов, практики слияний и поглощений, когда на первый план выходят интересы компании, а не конкуренция с другим игроком на рынке, как некая абстрактная категория.
Создание систем интерактивного дистанционного управления деловыми процессами - создание информационного пространства для обмена информацией внутри компании, между материнской и дочерними, головной и филиалами, нивелирование категории пространства и времени, когда работа над проектом выполняется рабочими группами.
Рост значения нематериальных активов.
Одной из методологических проблем анализа рыночной стоимости бизнеса является оценка гудвилла компании, значимость которого для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гудвилла является значительной величиной, наряду с оценкой материальных активов, при определении стоимости бизнеса.
Гудвилл – это совокупность тех активов компании, которые стимулируют клиентов компании пользоваться товарами и услугами именно данной компании.
Совокупность активов, представляющих гудвилл, условно можно разбить на несколько групп.
Группа 1: Нематериальные активы, неотделимые от компании:
O Наличие обученного персонала
O Система управления компанией
O Наличие постоянной клиентуры
O Положение компании на рынке
O Устойчивая и положительная репутация товаров компании
O Репутация компании, утвердившаяся на основе осведомленности клиентов, поставщиков, общественности о надежности компании, качестве обслуживания, финансовой устойчивости
Группа 2: Нематериальные активы, неотделимы от сотрудника компании:
O Профессиональные качества и репутация как владельцев компании, так и ее сотрудников
Группа 3: Нематериальные активы, которые возможно отделить от компании:
O Наличие торговой марки
O Наличие авторских прав
O Лицензии
O Патенты
O Контракты
O Базы данных клиентов
В период с 1982 по 2000 годы роль нематериальных и материальных активов в общей структуре активов компаний существенно изменилась (1982г. - 62% материальные активы и 38% нематериальные; 2000г.- 15% и 85% соответственно)
Прим.: под нематериальными активами в данном исследовании подразумевались: перспективные оценки компании (наличие стратегии компании и возможность ее реализовать), репутация, деловые связи, способность создавать альянсы, наличие брендов, наличие патентов и авторских прав, квалифицированные кадры.
Представители инвестиционных банков также оценивают влияние важнейших факторов, влияющих на стоимость компании. Всего выделяется 8 факторов, которые ранжируются по 7 балльной шкале (7- наиболее важно, 1- наименее важно):
=>Осуществление корпоративной стратегии = 6,26
=>Доверие к менеджменту = 6,16
=>Качество корпоративной стратегии = 5,92
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--