Доклад: Применение законов механики в горнолыжном спорте
Автор: Щербакова Алёна Максимовна
Иркутск
Введение
Причина выбора темы:
Превращение олимпийской команды России в середняка мирового зимнего спорта, которого так боялись, состоялось. В сезоне-2006/07 наши соотечественники заняли 12-е место по итогам соревнований в зимних олимпийских дисциплинах, в сезоне-2008/09 – девятое, на Олимпиаде-2010 – 11-е. Печальная закономерность, на которую до Ванкувера не среагировали. Могли ли выступить россияне на Олимпиаде лучше? Безусловно, да! Есть мнение, что наша неудача предопределена, поскольку мы претендуем на награды только в 30 дисциплинах из 86-и. Основные дисциплины, в которых Россия должна цепляться за «золото»- это лыжные гонки, биатлон, фигурное катание, хоккей. Если бы Россия в Ванкувере в этих четырех видах спорта достигла запланированных золотых наград, как в сезоне-2007/08, то могла бороться за пятерку лучших в общекомандном зачете.
Задачу на Олимпиаду-2014 для сборной России озвучивали неоднократно – первое место в общекомандном зачете. Приятно, когда такие задачи ставятся. Другие вопросы: насколько реально ее решение в нынешней ситуации, и что нужно для этого делать? Вопрос «Что делать?» должен стать главным! Оттенив другой – «Кто виноват?»
Цель работы:
Вопрос, который я хочу обсудить, можно представить под заголовком «О чем не думает горнолыжник съезжая по трассе». Предлагаю взглянуть на лыжный спорт с точки зрения механики (физики). Мы будем анализировать головокружительные горные спуски, и выявлять возникающие ошибки которые приводят к потере времени и к не призовым местам. Попробуем обозначить некоторые шаги, которые, как кажется, полезно сделать, чтобы скорректировать ситуацию. Мы уже формулировали список так называемых «наших спортивных дисциплин», это лыжные гонки, биатлон, фигурное катание, хоккей, предлагаю анализировать лыжный спорт, так как он является одним из самых массовых и популярных на Олимпийских Играх. Нужно выяснить какое поведение на лыжной трассе позволяют законы механики, для достижения наилучшего результата.
Задачи: Взглянуть на лыжника сточки зрения физики и механики. Выбрать подходящее снаряжение и экипировку. Оценить роль аэродинамики и действующих сил. Насколько погодные условия влияют на выбор экипировки и снаряжения. Мы разложим успех на отдельные слагаемые.
Анализ изученного материала
Когда я рассуждала над этими задачами, старалась найти объективные факты, на основе которых можно сделать вывод. Посетив официальный сайт «Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России», я нашла данные о заездах наших лыжников: время, отставание от лидера, место в зачете. На русскоязычном сайте агентства спортивной информации «Весь спорт», были изложены проблемы спорта России, также их собственное исследование: почему Россия провалилась на Олимпиаде-2010 и что нужно сделать для успеха на домашних Играх-2014. Так же моим источником был научно - популярный журнал "Квант". В нем движения лыжника описывается с точки зрения физики.
Инерциальная и неинерциальная система отсчета
Система отсчета это - совокупность системы координат, системы отсчета времени, других материальных точек, и тела - относительно которого изучается движение. Механическое движение - это процесс изменения относительного положения тел в пространстве с течением времени. Можно показать, что одно и то же тело может по-разному перемещаться относительно других тел. Таким образом говорить о том, что какое-то тело движется, можно лишь тогда, когда ясно, относительно какого другого тела - тела отсчета, изменилось его положение. Ну а для лыжника более естественна неинерциальная система (рис.1), связанная с ним самим.
Действующие силы
Центробежная сила - это сила инерции, вводится во вращающейся системе и направлена от оси вращения.
*U/R
где m-масса, R- радиус дуги, U- скорость.
Существуют разные формулировки этого понятия, эту силу называют инерцией. Она обнаруживается всякий раз, когда тело движется по круговому пути. Это один из случаев проявления инерции — стремления движущегося предмета сохранять направление и скорость своего движения. Когда трамвайный вагон описывает кривую часть пути, например, при повороте из одной улицы в другую, то пассажиры непосредственно на себе ощущают центробежную силу, которая прижимает их по направлению к внешней стенке вагона. При достаточной скорости движения весь вагон мог бы быть опрокинут этой силой, если бы наружный рельс закругления не был предусмотрительно уложен выше внутреннего: благодаря этому вагон на повороте слегка наклоняется внутрь. Это звучит довольно странно: вагон, покосившийся набок, устойчивее, чем стоящий прямо!
Этот случай можно сопоставить с лыжником, который проходит крутой участок пути. Чтобы его не потащило на повороте, необходимо поставить лыжи как можно круче с линии склона. В противном случае он просто не пройдет в крутой поворот.
Силу инерции, вводимую во вращающейся системе отсчёта, называют центробежной силой.
Силы, оказывающие сопротивление
Сопротивление складывается из двух сил направленных в одну сторону по вдоль лыжи, в сторону противоположную движению. Это сила трения, и сопротивление воздуха.
Важно чтоб сдвигающая сила была не больше силы трения покоя. Сдвигающая сила- эта сила, приложенная к лыже в покое, направлена на то, чтобы сдвинуть лыжу с места. Она равна силе трения сцепления и не может быть при покое больше той, которая рассчитывается. Также существует определенный коэффициент сцепления лыж со снегом. Он зависит от крутизны склона. Если крутизна склона велика, то скатывающая сила окажется больше коэффициента сцепления и лыжи сорвутся.
Улучшение сцепления лыжи со снегом достигается применением мази с высоким коэффициентом сцепления. Тогда лыжа хорошо «держит» и на равнинной лыжне, и на подъемах. При одной и той же мази лыжник может улучшить сцепление.
Сопротивление воздуха. Силы сопротивления воздуха возникают при относительном движении лыжника и воздуха. Оно зависит в основном от сопротивления формы тела и сопротивления трения между телом и воздухом. Вредное влияние сил сопротивления воздуха всегда проявляется при движении лыжника против потока воздуха. Однако, когда поверхность движущихся частей тела невелика или скорости малы (Например, рывок туловищем вверх при отталкивании ногой), сопротивление воздуха ничтожно. Более всего оно сказывается при больших скоростях. Здесь необходимы меры, снижающие сопротивление воздуха. Для лыжника необходим спец. костюм. Также, если лыжник на спуске сменит высокую стойку на низкую, лобовое сопротивление уменьшится почти в 3 раза. Этой же цели служит аэродинамическая обтекаемая стойка в скоростном спуске. Если же попутный ветер имеет скорость, одинаковую со скоростью лыжника, то сопротивление воздуха исчезает. При сильном попутном ветре (скорость воздуха больше, чем лыжника) поток воздуха служит уже не тормозящей, а движущей силой.
Реакция опоры
Мы считаем, что поворот - это сознательное изменение траектории движения, путем целенаправленного взаимодействия со снежным склоном под действием постоянной силы тяжести. Чтоб развернуться лыжник будет взаимодействовать со внешними силами: это реакция опоры, сила сопротивления воздушной среды. При условии присутствия сих, реализуются внутренние силы: физическая тяга мышц, и деформация лыжи. Напомним, что тела взаимодействуют только под воздействием на них неких сил. Жесткость лыжи определяется двумя параметрами: продольной жесткостью (способность изгибаться в продольном направлении) и торсионной жесткостью (жесткость на скручивание). От продольной жесткости зависит реакция лыжи на давление веса лыжника. Чем более мягкая лыжа, тем проще войти в поворот. Жесткие лыжи потребуют больше усилий и умения. Чем выше жесткость на скручивание, тем лучше лыжи держатся на льду и жестком склоне. Мягкие лыжи больше подойдут новичкам, более жесткие — для среднего и высокого уровня подготовки горнолыжника.
Роль аэродинамики
Для саночников и лыжников-спусковников нельзя недооценивать роль аэродинамики. Сопротивление воздуха очень быстро растет со скоростью. Здесь необходимы меры, снижающие сопротивление воздуха. Так, если лыжник на спуске сменит высокую стойку на низкую, лобовое сопротивление уменьшится почти в 3 раза. Этой же цели служит аэродинамическая обтекаемая стойка в скоростном спуске. Однако, когда поверхность движущихся частей тела невелика или скорости малы (Например, рывок туловищем вверх при отталкивании ногой), сопротивление воздуха ничтожно. Важно не только принять и сохранить правильную стойку, но и подобрать материал и хорошо сшить из него комбинезон, он может быть более или менее обтекаемым.
Примером может служить легендарная победа французской сборной в скоростном спуске. Французы первыми поняли, что трепещущий нагрудный номер - это недопустимая роскошь при скорости 100км/ч. Под градом шуток они приклеили номера к костюмам пластырем. И повеселились на финише. Ныне в погоне за сотыми долями секунды даже конькобежцы надели сверхобтекаемые комбинезоны, а лыжников порой обдувают в аэродинамических трубах, чтоб понять поведение экипировки, и чтобы они поняли, как лучше вести себя в ситуации со встречным ветром. А изогнутые палки позволяют принять более выгодную стойку.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--