Доклад: Срочный рынок в России
История развития срочного рынка в России насчитывает почти 10 лет. В этот отрезок времени уложились и бурные взлеты, и катастрофические падения. В результате, особенно после кризиса августа 1998 г., у финансового сообщества сложилось устойчивое негативное отношение к срочному рынку.
Практически у каждого участника рынка есть свои доводы против развития фьючерсов и опционов в России, основанные на собственном неудачном опыте, рассказах коллег, всевозможных слухах. Так или иначе, в результате подобного отношения многие потеряли интерес к срочному рынку, не следят за его развитием и происходящими на нем процессами. Нет ничего удивительного в том, что в сложившейся ситуации остался незамеченным целый ряд происшедших в последнее время позитивных изменений, которые могут вывести российский срочный рынок на качественно иной уровень развития.
До сих пор бытуют мнения о том, что срочный рынок - это рынок, на котором работают в основном недобросовестные биржи, стремящиеся всеми способами использовать средства участников рынка. Как следствие, все, кто когда-либо выходил на этот рынок, теряли свои деньги из-за повышенных рисков торговли фьючерсами и опционами. Такое мнение подкрепляется живописными рассказами о кризисах, происшедших на российских биржах начиная с 1996 г. (Московская Товарная Биржа) и заканчивая 1998 г. (Российская биржа, ММВБ).
На самом деле история становления в России рыночных отношений полна случаев мошенничества и непрофессионального отношения к делу практически в любой сфере бизнеса, будь то заключение сделок на рынке недвижимости, участие в акционерном капитале и прочее. Вместе с тем, существует масса примеров организации успешного добросовестного бизнеса, к коим, без сомнения, можно отнести и срочный рынок FORTS (фьючерсы и опционы в РТС). Можно сказать, что при создании этого рынка взяли все самое лучшее у других бирж и учли их недостатки при организации торговли.
Торговый рынок FORTS (Futures & Options on RTS) - интегрированный рынок по торговле срочными контрактами на фондовые активы и индексы, созданный Фондовой биржей РТС и Фондовой биржей "Санкт-Петербург" в 2001 году.
В основу функционирования рынка FORTS положена технология организации торговли и расчетов, которая постоянно совершенствуясь, без сбоев проработала на Фондовой бирже "Санкт-Петербург" с 1994 г. и позволила избежать проблем, с которыми столкнулись участники рынка у остальных организаторов торговли на срочном рынке после кризиса 1998 г.
На срочном рынке FORTS предусмотрен целый ряд факторов, нейтрализующих риск внезапного исчезновения денег участников торгов, в частности:
• РТС является одной из ведущих и наиболее авторитетных фондовых бирж России, на протяжении многих лет успешно предоставляющей участникам рынка ценных бумаг услуги по проведению операций с самыми разными инструментами. При этом биржа остается публичной по своему характеру и организационно-правовой форме (некоммерческое партнерство), т.е. подконтрольной участникам рынка:
• в FORTS разделены риски клиринговой организации и организатора торговли (эти функции возложены на разные юридические лица);
• доступ к проведению операций в FORTS получают только профессиональные участники рынка ценных бумаг, прошедшие процедуру аккредитации в FORTS, утвержденные советом директоров РТС, предоставившие не менее двух рекомендаций от действующих участников FORTS. Перечисленные требования к организации — участнику срочного рынка FORTS — существенно снижают вероятность выхода на рынок недобросовестных компаний;
• клиринговая организация постоянно отчитывается перед участниками рынка. Еженедельно на сайте РТС в сети Интернет публикуются сведения о состоянии средств гарантийного обеспечения и страхового фонда FORTS. Данный отчет распространяется среди участников рынка;
• расчетные организации срочного рынка FORTS, в которых хранятся денежные средства участников торгов, проходят процедуру утверждения на комитете по риск-менеджменту РТС, сформированном из ведущих риск-менеджеров России (на сегодняшний день согласно решению комитета расчетными организациями FORTS являются Сбербанк России и небанковская кредитная организация «Расчетная палата РТС»);
• за 7 лет своего существования на Фондовой бирже «Санкт-Петербург» технология торговли и расчетов, положенная в основу срочного рынка FORTS, зарекомендовала себя как надежная и открытая система, неуклонно следующая заранее оговоренным и известным всем участникам регламентам и процедурам.
Как и у любой другой системы, у организационной системы срочного рынка FORTS есть и свои риски, но необходимо подчеркнуть, что все эти риски являются управляемыми в рамках системы гарантий, построенной Фондовой биржей РТС. Речь идет об отлаженной системе, сочетающей надежность с необходимой эффективностью операций для участников рынка. Основные принципы данной системы — минимизация вероятности принудительного перевода необеспеченных позиций на счета выигрывающих участников рынка и создание условий для возможности совершения обеспеченных сделок независимо от рыночной конъюнктуры.
Срочный рынок РТС — FORTS сейчас является ведущим в России рынком фьючерсных контрактов и опционов, базовый актив которого — инструменты фондового рынка. Со дня своего образования (19 сентября 2001 г.) рынок демонстрирует устойчивый рост по всем ключевым показателям: количество участников и клиентских счетов, объем средств в системе, объем торгов, количество заключаемых сделок, объем открытых позиций, величина средних спрэдов между лучшими заявками на покупку и продажу и объемы в этих заявках.
Формирование развитого срочного рынка способствует снижению общего системного риска на рынке акций и облигаций. Такой эффект достигается, с одной стороны, за счет предоставления участникам фондового рынка возможности страховать свои портфели акций, а с другой стороны, за счет смещения спекулятивной составляющей с рынка акций на срочный рынок.
Как и любая система, российский срочный рынок имеет вои недостатки. Эти недостатки проявляются как в законодательстве о срочных сделках так и при самой организации на рынке.
Законодательство о срочных инструментах является в настоящее время наиболее уязвимым вопросом при работе на срочном рынке. В этой области можно выделить следующие основные проблемы:
1) отсутствие единого и непротиворечивого законодательства о срочном рынке в России;
2) неоднозначную трактовку срочной сделки в действующем законодательстве, отсутствие основных определений производных инструментов и, как следствие, правовую незащищенность участников срочных сделок;
3) неопределенность в принципах регулирования и построения инфраструктуры рынка.
Урок 1998 г. наглядно показал, что в Гражданский кодекс РФ обязательно надо вносить определения срочных сделок.
Хотелось бы, чтобы была принята государственная концепция развития срочного рынка. Что касается закона, сводящего воедино все аспекты совершения сделок с производными инструментами, то он жизненно необходим для дальнейшего развития срочного рынка.
Главная задача данного законопроекта — четко позиционировать срочный рынок в системе координат российского законодательства, кроме того, в законе должны быть отражены следующие вопросы:
• основное требование к закону — ввести определение срочных сделок, отделить их от сделок с базовым активом;
• необходимо дать детальное описание типов сделок с производными инструментами;
• в законе необходимо продолжить разработку понятия «инструменты хеджирования», их отличий от остальных срочных сделок, в том числе с точки зрения раздельного бухгалтерского учета и особого режима налогообложения;
• закон должен определить права и обязанности регуляторов рынка, четко ограничить области их компетенции, определить порядок согласительных процедур и взаимодействия между ними.
• должны быть определены виды профессиональной деятельности на срочном рынке, в том числе дилерская, брокерская, деятельность по доверительному управлению. Помимо этого, должна быть выделена деятельность по организации торговли, разграничены функции расчетного и клирингового центра организатора торговли, т.е. прописана инфраструктура срочного рынка.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--