Доклад: Становление образования, юриспруденции и институтов церкви

Т радиционно считается, что образование и наука в средневековой Европе были сосредоточены исключительно в церковных учреждениях – в монастырях, а затем и в университетах. Русская Православная церковь также утверждает, что только через церковнославянский язык и греко-православных монастырских книжников смогла сохраниться древнерусская культура во времена “татаро-монгольского ига”. Между тем сопоставление реальной истории европейского образования и образовательных учреждений с историей основных церковных институтов дает еще один методологический ключ для определения правильной хронологии нашей цивилизации.

О сновная посылка метода заключается в том, что зарождение учреждений народного образования и юриспруденции в XIII-XIV вв. и их становление в XV-XVI вв. было использовано жрецами-монотеистами для пропаганды своих убеждений среди язычников, присвоения общественной собственности, превращения учебных заведений в миссионерские центры и формирования на этой базе институтов церкви.

1. Средневековые университеты как институт церкви

Д ля начала рассмотрим перечень старейших университетов, основание которых традиционно датируется XI - началом XIV вв. В XI в. – это единственный и наиболее старый из известных университет в г. Болонья (Северная Италия). В XII в. (по другим данным, в начале XIII в.) возникает университет в Оксфорде (Англия). Затем в начале XIII в. якобы появляются университеты в Кембридже (1209 г., Англия), Париже (1215 г., Франция) и Саламанке (1218 г., королевство Леон, позже Испания). Время основания второго французского университета в Тулузе точно не определено, по ватиканским источникам – это XIII в. Далее, после большого перерыва, якобы появляются следующие университеты в Лиссабоне (в 1288 г., по данным Е. М. Вольф, приведенным в “Истории португальского языка” М., “Высшая школа”, 1988 г, по энциклопедическим данным - в 1290 г.), а также в Риме (1303 г.) и Флоренции (1321 г.).

О тметим, что география университетов в этот период в традиционной историографии исчерпывается Англией, Францией, Испанией, Португалией и Италией. История первого португальского университета весьма туманна. Он появляется практически сразу после “отвоевания Португалии у мавров”, затем, в 1308 г. переводится в г. Коимбра, затем снова в Лисcабон… При этом университет в Коимбре считается основанным в 1537 г., а университет в Лисcабоне “восстановлен” только аж в 1911 г.!

Х арактерно, что фантомный “лисcабонский” университет XIII-XVI вв. существует как раз до появления португальского языка как такового к середине XVI в., и именно в тот период, когда в Португалии основным языком был “галисийский”, т.е. кельтский, т.е. славянское наречие, которое сохранялось до конца XVI в. в Бразилии как язык первой волны переселенцев из Португалии и индейцев тупи-гуарани под названием “Greco” (коринфский диалект славянского языка, согласно Британской Энциклопедии 1771 г.).

О днако существование и остальных католических университетов якобы в XIII в. само по себе является фантомом, возникшим в XVI в. в традиционной историографии для обоснования борьбы протестантов с папством, дальнейшего раскола и формирования самостоятельной англиканской и, в определенной степени обособленной от Рима, галликанской церквей. В свою очередь, папство в XVII в. отнесло зарождение “старейшего” в Европе Болонского университета в XI в., чтобы обосновать церковный раскол к христианстве, якобы произошедший в 1054 г., из-за разночтений по вопросам “Символа Веры” и главенства Папы Римского над другими Патриархами. Показательно, что о Болонском университете, как и о других университетах рассмотренной группы, не упоминают ни Данте, ни Петрарка или Бокаччо, жившие по традиционной историографии в XIII-XIV вв. Об основании Оксфорда и Кембриджа в XIII в. становится известно также только в XVII в. - в связи с появившимися тогда же на свет именами и “трудами” Р. Бэкона и Дж. Уиклифа. То же самое относится к появлению в конце XVI в. “трудов” Ф. Бонавентуры, якобы творившего в XIII в. на кафедре Парижского университета и т. д.

Ч тобы восстановить правильную хронологию событий, необходимо прояснить само понятие “университет”, появившееся, как мы видим, по крайней мере, даже по традиционной хронологии не ранее XI в., равно как и другие понятия, связанные как с образованием, так и с религиозными институтами. При этом последуем методу Э. Бенвениста “слово-понятие” (см. статью “Древнее и средневековое народонаселение Европы и его правители”).

Л атинское слово universus традиционно переводится как “всеобщий”. От него и производятся, например, современные английские слова university “университет”, universe “вселенная” и universal “единообразный и всеприменимый” (универсальный ). Universus – сложное слово, состоящее из двух частей. Uni - означает “едино- ”, что касается versus , (которое само по себе переводится как “строка, стих, ряд, по направлению к”), то оно является производным от vere “верный, истинный”, vero “действительно” и родственно veritas “истина”. В конечном счете, это латинский эквивалент русского вера и греческого αίρεση “система взглядов, убеждения, ересь ” (ср. также версия ). Тем самым латинское понятие “университет” эквивалентно русскому понятию “единоверие”. (Это, к тому же, и однокоренные слова!)

И ными словами, средневековые университеты возникли в Западной Европе как собрания единоверцев , т.е. как религиозные собрания, на которых с кафедры (т.е., по-гречески дословно: с “места заседания”) произносились проповеди в пользу того или иного религиозного учения. Единообразное толкование религиозных понятий единоверцами становилось для них универсальным , всеобщим, т.е. по-гречески καθολικός , т.е. католическим . Тем самым появление понятия “университет” равносильно появлению понятия “католичество” . Это латинский эквивалент греческого монотеизма XI-XVI вв. Иными словами, по крайней мере до XI века ни того, ни другого не было, как вообще не было слова, передающего понятие “единоверие”, ибо все люди были язычниками.

С огласно словарю Webster’а в Англии слова university и school “школа”, появились только в XIV в. Английская история также говорит о том, что первые (“грамматические”) школы в Англии (“grammar schools”) были светскими . При этом преподавали в них якобы на латыни и английском, хотя само название “грамматическая школа” – греческое. Голландское же правописание английского слова school , заимствованного из греческого, указывает на рубеж XVI-XVII в.

В Восточной и Центральной Европе до XIV в., как и на всей территории Византийской империи в XI-XIII вв., никаких университетов не отмечено, ибо в этих религиозных учреждениях (собраниях миссионеров-единоверцев) не было никакой нужды: вместо них были школы - училища, центры светского образования и воспитания (греческое σχολή означает училище и родственно русскому холить “воспитывать”, первоначально “чистить, вылизывать”). Для мест общественных диспутов и споров существовало также понятие академия , т.е., дословно “не судилище” (ср. кадисудья ”, а также академическую и евангелическую заповедь – “не судите, и не судимы будете”). Очевидно принципиальное различие светских византийских понятий “школа”, “академия”, “лицей” (т.е. место просвещения, Lykeion , ср. луч ) и религиозного латинского понятия “университет”.

С другой стороны понятие собор (соборность ), которое ныне считается одним из принципиальных отличий православия от католичества, по-гречески передается словом συναγωγή , т.е. синагога . Дословно это означает “совместное обучение, образование, воспитание”. Это иудеохристианское понятие, характерное для византийского монотеизма, выросшего из язычества. Вспомните Евангелия: Христос в синагогах учил , притчами толкуя написанное до него. Очевидно, что никакого “православия” или “иудаизма” в современном смысле до XIV в. также не существовало. И наиболее полный английский словарь Webster ’а утверждает, что в Англии до XIII века не было слов, обозначающих понятия “еврей” (Jew) или “древний еврей” (Hebrew), а слово “католик” (catholic) появилось только в XIV в., что полностью соответствует вышеизложенным соображениям.

С лово “коран” в английском словаре вообще появляется только в XVII в., хотя, согласно английской истории, до этого арабы в Англии были якобы известны уже в течение аж целого тысячелетия, поскольку англо-саксы пользовались арабскими монетами. Из традиционной истории известно, что старейшие арабские училища – медресе (“обучение, воспитание”, ср. также матерый , мудрый ) существовали задолго до европейских университетов: например, одно из крупнейших медресе XII в. в г. Фес (Fez, Марокко). Знаменитая феска (фесская шапочка в виде усеченного конуса с кисточкой) – первоначально знак учености - послужила прообразом профессорской четырехуголки (т.е. крестообразной!), изобретенной в XVII в. Отметим, что медресе до XVI в. также были не духовными, а светскими училищами. Например, крупнейший философ якобы XII века, названный по латыни Аверроэс, а по-арабски Ибн-Рушд или Ибн-Рошд (т.е. сын Руси , традиционно 1126-1198 гг.), был пантеистом, и его идеи в дальнейшем развивались в XV-XVII в. в университетах Падуи и Болоньи. (Реально философское учение Ибн-Рушда, близкое к идеям Аристотеля, появилось, скорее всего, в конце XIV – середине XV в.) Да и популярное студенческое выражение alma mater (лат. “кормящая мать”) – не что иное, как искаженное арабское аль-мадраса (= медресе ).

П ервые поселения в Западной Европе после отступления ледника были основаны пришельцами из Восточной Европы. Сами названия городов, например, “Париж” (родственное русскому причт , английскому parish и греческому παροικία ), и “Кельн” означают “поселение, колония”. Однако примерно до середины XIII в. колонизация Западной Европы пришельцами из Южной и Восточной Европы была очень медленной из-за отсутствия дорог и конного транспорта. Первые поселенцы сохраняли свои языческие обычаи: например, кельты - культ лесных божеств, друидов (т.е. духа деревьев ), характерный и сегодня для части угро-финского населения Поволжья. Монотеизм пришел в континентальную Европу в XIV в. с новой волной конных переселенцев уже из Великой Орды, наследницы Византии. К языческим братствам или товариществам первых поселенцев добавились “землячества” новых. Они же и распространили в середине этого века монотеистические убеждения в глубь континента. При этом никаких христианских канонов еще не было.

В период c середины XIV до конца XV и возникают споры об истинной вере. Об этом свидетельствует перечень следующей группы университетов, основанных в это время в гг. Прага (1348 г.), Краков (1364 г.), Вена (1365 г.), Гейдельберг (1386 г.), Кельн (1388 г.), Лейпциг (1409 г.), а также университеты Северной Италии (Падуя и пр.). Эта группа университетов представляла собой светские учреждения, ставшие впоследствие центрами протестанства и локализована она в Восточной и Центральной, а не в Западной Европе. Особенно примечательно в этой группе основание Стамбульского университета, причем именно в 1453 г. - сразу после завоевания Царь-Града-Константинополя турками! Отметим, что этот университет основан султаном Мехметом II опять-таки как светское учреждение. Завершают эту группу университеты в г. Мюнхен (1471 г.), Уппсала (Швеция, 1477 г.) и Копенгаген (Дания, 1479 г.). Среди них также нет ни одного католического университета.

П ервый изначально строго католический университет основан только в 1508 г. (!) в Мадриде (Испания). А где же другие университеты – носители католичества? Это как раз и есть итальянские и французские “старейшие” университеты, отнесенные традиционной историографией в предыдущую группу XI – XIII вв. В действительности они возникли параллельно рассматриваемой группе. Старейший в Италии Болонский университет основан, по крайней мере, не ранее Пражского – т.е. в конце XIV в., примерно на 260 лет позже традиционной датировки (Эти 260 лет занимает Золотоордынская эпоха - вымышленный период “ига” в Восточной Европе и “проторенессанса” в Западной. По традиционной историографии г. Болонья основали бойи , выходцы из Богемии = Чехии за 1800 лет до этого). В начале XV в., после аутодафе над Яном Гусом и Иеронимом Пражским, католическим центром становится и Пражский университет. В 1431 г. Базельский собор впервые принимает решение о назначении теологов (богословов) для проповедей в кафедральных соборах . Основание Парижского и Тулузского университетов во Франции, скорее всего, относится также ко второй половине XV в. (примерно 1475 – 1500 гг.). Что касается католических университетов в Риме, Флоренции и Португалии (Коимбра, 1537 г.), то они появляются только в первой половине XVI в. после Мадридского – т.е. в период воинствующего католичества.

В нищей, малограмотной и разоренной междоусобицами “Столетней войны” Англии университеты в Оксфорде и Кембридже технически не могли появиться ранее начала правления Тюдоров в 1485 г. Об этом косвенно свидетельствует Британская Энциклопедия 1771 г. Согласно ей, латинский шрифт появился в Англии с отменой Вильямом Руфусом (Рыжим), сыном Вильяма Оранского (тоже Рыжего), якобы в 1091 г. готического письма, изобретенного Вульфилой (якобы в VI в.). При этом Британская Энциклопедия XVIII в. не различает готический шрифт, считающийся сейчас вариантом латинского письма, и “готское письмо Вульфилы”, основанное на греческом унциале! Поскольку “норманское завоевание Англии в 1066 г.” отражает высадку Генри Тюдора в 1485 г., введение “латинского письма” в Англии в 1091 г. указывает на 1510 г. как дату появления латыни на Британских островах, что совпадает с реформой Генриха VIII, который отказался от всего “валашского”, которое так любил его отец Генри Тюдор (“Генрих VII”), умерший как раз перед этим - в 1509 г. Поэтому и Оксфорд, и Кембридж появились , скорее всего, только при Генрихе VIII в 1510 – 1540 гг. Это были университеты умеренного протестанского толка, совершенно аналогичные, например, университету в Марбурге (Германия), основанному в 1527 г.

Н ачало преподавания в университетах непосредственно связано с появлением латиницы и латыни – искусственного языка, изобретенного, по-видимому, Стефаном Пермским (1345-1396) в конце XIV в. для Западной Европы на основе литовского диалекта общеевропейского (балто-славянского) языка и так называемого “западно-греческого языка”, т.е. юго-западного диалекта греко-романского наречия того же общеевропейского языка. Характерно, что примерно до 1400 г. (до низложения курфюрстами Императора-чеха Вацлава IV) преподавание в Праге, Кракове и Вене велось на славянском языке и только после этого было полностью вытеснено латынью, а в Гейдельберге (т.е. с 1386 г.) сразу началось на латыни. Это совпадает с периодом “просветительской деятельности” Стефана Пермского в 1380-1390 гг. Легендарная “азбука коми”, придуманная Стефаном – это и есть латиница для венгров, т.е угров-коми – пришельцев в Центральную Европу из Поволжья.

В о второй половине XVI в. продолжается наступление папства – католическими центрами становятся Краковский и Венский университеты, основываются университеты католического толка в гг. Лейден (1575 г., Германия), Вильнюс (Польша-Литва, 1579 г.) и Эдинбург (Шотландия, 1583 г.). Одно из ключевых для университетов понятий - “профессор” - появилось только в XVI в. (впервые как раз в Оксфорде). Характерно, что по-гречески это слово означает только “преподаватель”, по-латыни также – “исповедник веры”. Так что “профессора богословия” XIII-XV вв. - выдумка XVI-XVII вв.

П араллельно университетам в XV в. не только в Западной, но и в Восточной Европе возникают цеховые братства , например, Львовское (1439 г.) и Виленское (1458 г.). В конце XVI – начале XVII вв. эти объединения из профессиональных постепенно превращаются в религиозные - православные братства : Львовское (1586 г.), Киевское (1615 г.), Луцкое (1624 г.) и т. п. Это и есть зарождение современного православия - при братствах открываются православные школы и типографии. Через них внедряется искусственный церковнославянский язык и письмо на нем, вытесняющее гражданскую азбуку.

Т аким образом к середине XVII в. формируются и по-своему канонизируются основные разновидности христианства – католичество, протестантство и православие. Благозвучный, но совершенно бессмысленный русский термин “православие” придуман при Филарете Романове – это фальшивая и лукавая калька с греческого “ортодокси”, что означает правоверие . Но первым Романовым, создавшим свою церковь, нужно было всячески откреститься от других правоверных – мусульман, поскольку аналогичный процесс параллельно происходил и в Османской империи – там через медресе постепенно формировалось современное мусульманство, ставшее официальной религией Турции (наравне с другими!) только в 1603 г. Зарождение же магометанства, по-видимому, связано с борьбой братьев Мусы (= Моисея) и Мехмеда (= Магомета), между которыми Тамерлан разделил наследство побежденного им турецкого султана Баязида. В 1413 г. Муса потерпел поражение и был казнен, а Мехмед стал султаном в 1413-1421 гг. Тем самым, начало ислама относится не к 622 г., а примерно на 800 лет позднее. Этот сдвиг представляет собой разность между общеевропейским “скалигеровским” сдвигом в 1053 года и “ордынским игом” в 260 лет, которого, естественно, нет в истории ислама.

М ежду тем оставшиеся византийские синагоги , т.е. остатки прежнего общего монотеизма в XVI в. еще сохраняли свои функции учета населения и имущества, т. е. ссудных касс и расчетных центров – не случайно по-гречески гроссбух до сих пор называется “католикон ”, т.е. “книга всеобщего учета”. Только к концу XVII века под давлением укрепившихся повсюду национальных религий оформляется современный иудаизм, для локализации которого уже не осталось места после раздела мира. И в это же время появляется иудейская школахедер - для обучения мальчиков основам иудаизма.

Р азноплеменные последователи византийского раннего монотеизма превратились в отовсюду гонимых евреев, так и не став нацией без собственного государственного образования. В этом, собственно, заключается и трагедия, и слава “еврейского народа”, который до сих пор во многом унаследовал традиции единой Византийской империи. Часть иудеоэллинских приверженцев того же византийского монотеизма приняла христианство – мараны, мориски и другие выкресты в Западной и Центральной Европе, современные православные греки, румыны, а также армяне и грузины - в Восточной и Южной.

2. Содержание средневекового образования и становление юриспруденции.

К лючевой фигурой цивилизации является Учитель. Это, прежде всего - первый учитель, преподающий новому поколению азбучные истины. Первоначально знания от учителя к ученику передавались изустно, а ремесло – наглядным обучением. В XII в. с появлением азбуки (см. статью “Азбука: послание к славянам”), с развитием производительных сил и разделением труда в Византийской империи зарождаются первые школы – центры обучения. Однако массовым обучение становится не ранее XIV в. с развитием конного транспорта и сухопутных коммуникаций. Само понятие “образование” появляется только в XVI в.: например, в английском языке слово education , согласно словарю Webster’а, впервые отмечено в 1531 г. Основное содержание общего образования до XV в. – письмо, красноречие и правовые вопросы. (Азы точных наук начинают преподаваться только с XV в.)

В ладение письмом было не только признаком грамотности – умение написать имя было удостоверением свободы личности и владения имуществом . Об этом прямо свидетельствует этимология: от общеевропеского слова имя , англ name , греч. onoma образовались имение , имущество , литовское namas “дом, (первоначально - имение )”, греч. nomos “владение” и т. д. Характерно, что введение во второй половине XVI в. в Англии “правильного” английского языка проводилось драконовскими мерами: в частности, не умевший написать имя по-новому (т.е. по-английски , а не на привычном ранее языке!) терял все имущественные права , а при судебных разбирательствах мог потерять и личную свободу. Не умеющий написать свое имя должен был ставить крестик – этот символ учета живых и мертвых, появился при первой в истории цивилизации переписи населения, вынужденно проведенной в Орде в конце XIV в. после первой эпидемии чумы (середина XIV в). Первоначально насильственное “крещение водой”, т.е. по-гречески, баптизм , означающее “купание”, было введением во второй половине XIV в. противочумной санитарной нормы , а не “религиозным таинством”. Это начало знаменитых русских , турецких и финских (не западноевропейских!) бань , и введение элементарного мытья в обиход дикой Западной Европы.

К расноречие (риторика), судя по всему – наиболее ранний предмет преподавания, поскольку в отсутствие азбучной письменности оно было необходимо для отстаивания интересов при разбирательствах и спорах путем толкования смысла иероглифов. При этом язычество было объективным затруднением для выработки единообразных решений правовых вопросов, поскольку если один клялся Юпитером, другой - Зевсом, третий - Немезидой, четвертый – Сварогом и т. д., то невозможно было определить, чья клятва “сильнее”.

П оявление единого Бога – это рождение третейского суда . Появление юриспруденции – это рождение института церкви , института религии . Слово институт означает “учреждение, установление”, слово религия (лат. religio ), которое обычно переводят как “божественное”, на самом деле происходит от ligo “объединяю” и дословно означает “воссоединение, объединение по-новому”. В английском языке, согласно Webster’у, слово religion впервые встречается в XIII в., institute – в XIV в., как и слово confession “исповедание” (точнее, “со -исповедание”, т.е. то же единоверие). Слово уния , лат. unio “единение”, англ. union “союз” появилось только в XV в. в связи с Флорентийской унией.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 121
Бесплатно скачать Доклад: Становление образования, юриспруденции и институтов церкви