Доклад: Управленческие подходы
Введение
§1. Эволюция и развитие управленческой мысли
§2. Сущность применения управленческих подходов (поведенческого и синтетического) в структуре межличностных профессиональных отношений
Заключение
Список литературы
Введение
??? ??????????????? ??????? ?????? ?????????? ?????????? ?? ?????????? ?????????? ???????? ??? ???????????? ????????? ???????? ????????????? ? ?????????????? ????????, ????????? ???????? ??????? ? ??????????? ??????????, ? ?????????? ???? ???????? ????????? ????????? ???? ??????????, ?? ???????????, ???????? ???????? ????????? ? ???????????? ??????? ? ??????????.?? ??????????? ????, ???????? ? 3 ???????????, ????? ???????? ? ????????????? ????? ????????? ? ??????????, ????????? ? ?????????? ?????????? ?????? ????? ? ???????? ???????.?????????? ????????????? ??????????, ??????????????? ? ???????? ???????????? ?????????, ????? ???????? ????????? ???????? ???????? ??????????????. ?????? ??????? ???????????? ??? ???????? ?? ??????????? ????? ???????? ?????????? ?????????, ????????? ?????????? ???????? ??????? ???????????? ??????????????????????? ????????????? ?????????. ??????? ??????????????? ???????? ????????????? ??????, ????????.???????? ??????????? ???????????? ?????? ??????????, ? ?????? ???????? ??????????????? ?????? ??????? ? ????????? ??????????? ????? ???????? ?????? ? ??????, ??? ????????? ?????? ? ????? ?????????????? ???????????? ??? ??????????????? ????: ?????????????, ?????????????? ? ???? ???????? ???????. ????, ?? ??? ???????????, ???????? ??????? ???????????? ????????????? ??????, ??????????????? ??????????? ?????????? ??? ?????????? ??????????В связи с этим специалисты стали разрабатывать целые направления и методики для того, что бы суметь спрогнозировать поведения отдельных единиц и состояние общей атмосферы в целом.
Таким образом, цель доклада состоит в том, чтобы осветить основные направления в развитии управленческой науки.
§1. Эволюция и развитие управленческой мысли
Первый прорыв управленческой мысли связан с именем Фридерика Тейлора (1865-1915), который впервые применил научные принципы к управлению, он перенес идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене путем рационализации труда рабочих, применения специальной техники и технологии. Его идеи продолжили Г.Л. Ганнт, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон и Г. Форд. Почти все они были успешными менеджерами, эффективно воплощавшими свои идеи на практике.
Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли осуществил Анри Файоль (1825-1925), заложивший основу науки администрирования в ее классическом варианте. Рассматривая управление организацией в целом, он разработал принципы управления, которые действенны и сегодня, определил основные функции управления, принципы построения организационных структур.
Третий прорыв состоял в зарождении школы « человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и был связан с использованием достижений психологии и социологии в управлении. Представители этой школы и - Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо (1880- 1941). Мэйо с помощью знаменитого Хоторнского эксперимента сумел доказать, что помимо условий на работе, совершенствования движений и техники на производительность труда работников оказывает влияние в большей степени характер человеческих отношений в трудовом коллективе. Известный психолог А. Маслоу (1908-1970) с помощью исследований раскрыл механизм человеческой мотивации. В дальнейшем эти идеи нашли продолжение в поведенческих науках. Ученые-бихевиористы К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг в 50-60- е годы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства.
В 50-60-е годы это направление было продолжено развитием теории организации как социально-технической системы. Системный подход (Ч.И.Барнард (1886-1961 гг)) в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, явился синтетическим, комплексным взглядом на управление. Системный подход рассматривает организацию как социально-техническую систему, активно взаимодействующую с внешней средой. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), образующих единое целое и взаимодействующих для достижения заданной цели. В организации как системе различают следующие элементы (подсистемы):
• производственная или операционная подсистема;
• подсистема обеспечения;
• подсистема управления.
Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства системы, в результате чего возникает эффект синергии (2+2=5).
Системный подход к управлению рассматривает организацию как открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду ( рис.4), в закрытой системе этого взаимодействия нет, четко определены границы системы. Одновременно получил развитие ситуационный подход. Центральным моментом здесь является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, влияющих в данный момент на организацию, т.н. ситуационных переменных. Поэтому менеджер, решая проблему в организации, должен обладать «ситуационным мышлением», каждый раз принимать новое решение, так как нет универсальных методов управления и одинаковых ситуаций.
Новый рывок в управленческой мысли в 50-60- е годы – развитие современных количественных методов обоснования решений ( школы науки управления).
Методологическая база этого направления была основана применении математических методов, компьютерных технологий в процессе управления. В 70-е годы в мировом менеджменте возникла необходимость углубления адаптации предприятий к меняющейся внешней среде. Это выразилось во всеобщем распространении стратегического менеджмента, в разработке долгосрочных планов, подчинении внутренней среды реализации принятой стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества.
80-е годы ознаменовались открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления. В результате исследований было доказано, что культурный стереотип поведения в организации, человек, его сознание и культура являются главным потенциалом организации. Дальнейшая глобализация экономики, охватившая и Россию, привела к усилению международного характера менеджмента. Экономика всех стран стала все более открытой и доступной для любых товаров и услуг, повысилась роль международной конкуренции, вместе с тем усилилась кооперация производства, появились транснациональные корпорации. Поэтому перед менеджментом встали вопросы универсальности методов управления с учетом конкретных условий экономики, национальных культурных особенностей разных стран. Признак сегодняшнего дня – это усиление влияния научно-технического прогресса на экономику. Это проявляется не только в применении компьютерных технологий в управлении, в повышении роли производительности и качества для победы в конкуренции,но и в стремлении перестроить процессы производства и управления, технологию ведения бизнеса на более рациональной основе, в результате чего возникло новое направление в менеджменте - «реинжиниринг бизнеса». Отсюда можно сделать вывод, что современный менеджмент – это не застывшие догмы, а стремительно развивающаяся область знаний, практический опыт которой дает толчок для ее эволюции
§2. Сущность применения управленческих подходов (поведенческого и синтетического) в структуре межличностных профессиональных отношений
Психологический уровень управления достаточно обстоятельно представлен в трудах Е.Х. Белинского, И.В. Бисюковой, Ю.П. Вороновой, Я.Л. Коломинского, А.И. Китова, Б.Ф. Ломова, К. Левина, А.Т. Никифоровой, В.С. Мерлина, П.М. Керженцева и др.
С понятием «управление» в данном ракурсе тесно связано понятие «воздействие», используемое для обозначения воздействия субъекта управления на объект управления. Для подтверждения этого тезиса можно обратиться к толковому словарю В. Даля, где понятие «управление» трактуется как «править, давать ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-либо, подрядничать» [1]. Поэтому достаточно часто под управлением понимается «целенаправленный процесс воздействия управляющей системы на управляемую для достижения её эффективного функционирования и развития» [4].
Этот процесс может быть осуществлен только при принятии управляемой стороной оказываемых воздействий. Следовательно, можно говорить о взаимодействии управляющей и управляемой сторон (методологическом принципе), что нашло отражение в понятиях – «управленческое взаимодействие» и «субъект-субъектные отношения».
В основе управленческого взаимодействия субъектов управления лежат: опыт управленческой деятельности самих субъектов (индивидуальный и групповой); обобщенный опыт управления других субъектов; освоенные теоретические знания об управлении и управленческом взаимодействии [3]. Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отмечают, что в основе управленческого взаимодействия субъектов лежит явление антропосинергизма. Это положение перекликается с некоторыми философско-методологическими установками, которые были выше охарактеризованы.
Проектирование управленческих воздействий, выработка и принятие управленческих решений, их документальное оформление, содействие их исполнению, контроль и стимулирование – все это осуществляется на основе индивидуальных и групповых особенностей субъектов управленческого взаимодействия. При этом каждый из субъектов взаимодействия обладает определенным стилем поведения, ценностно-смысловыми установками, особенностями осуществления индивидуальной деятельности, уровнем профессионального мастерства и т.д. Можно предположить, что в их взаимодействии осуществляется интеграция, взаимное дополнение и усиление возможностей каждого.
Вступая в управленческое взаимодействие с другими субъектами управления, человек проявляет свои личностные качества, способности, степень готовности к взаимодействию с другими людьми. Соответственно весь спектр этих проявлений человека оказывает влияние на содержательную сторону управленческого взаимодействия, которая детально разработана в исследованиях Р. Акоффа, А.К. Анохина, А.И. Берга, С. Бира, Н. Винера, Д.М. Гвишиани, В.Н. Свенцицкого, Б.С. Украинцева, Ю.И. Черняка, Э.Ф. Эмерн и др.
Во взаимодействии с объектом субъект проявляет свою активность, приводящую к изменению объекта и появлению в процессе деятельности нового объекта, как результата активной целенаправленной человеческой практики. По существу активность субъекта состоит в определении цели, «предвидении её результатов, прогнозировании и планировании деятельности», направленной на преобразуемый объект. Субъект – это всегда сознательно действующее лицо, поэтому его активность носит сознательный характер.
В психологии наибольшее признание получили два главных объяснения механизма активной направленности субъекта на объект-цель. По определению А.Н. Леонтьева, эта направленность определяется в одних теориях как необходимость разрядки напряжения, а в других – потребностью в конструктивной активности, ведущей к развитию новых целей и ценностей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--