Изложение: Исторический смысл психологического кризиса. Л.С. Выготский
1
В последнее время все чаще раздаются голоса, выдвигающие проблему общей Ψ как проблему первостепенной важности. Из такого методологического кризиса, из осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве, из необходимости критически согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные дисциплины, и рождается общая наука.
Надо идти от патологии к норме, из патологии объяснять и понимать нормального человека, а не наоборот, как это делалось до сих пор. То же самое и насчет зоопсихологии. Путь от простого к сложному, от животного к человеку (Павлов).
Какой дисциплине главенствовать, объединять, вырабатывать основные понятия, принципы и методы, сверять и систематизировать данные всех других областей? Общей Ψ.
2
Вопрос о сущности индивидуальной и социальной Ψ как двух аспектов одной науки.
Разграничение между общей Ψ (центральная) и теоретической Ψ нормального человека (может превращаться в специальные Ψ).
Факт, что теоретическая Ψ, а после- другие дисциплины выступали в роли общей науки, обусловлен, с одной стороны, отсутствием общей Ψ, а с другой – сильной потребностью в ней.
Различение двух фаз в развитии всякой общей науки:
Тенденция к обобщению, общая наука отличается от специальных количественным признаком.
Общая дисциплина делает предметом своего изучения то общее, что присуще всем объектам данной науки, специальная – то, что свойственно отдельным группам или даже отдельным экземплярам из того же рода объектов.
Задача – представить факты, которые общи наибольшему числу данных явлений данной области.
Господство тенденции к объяснению, общая наука уже качественно отличается по внутреннему строю от специальных дисциплин.
Традиционная психология – о психическом и его свойствах.
Рефлексология – о поведении.
Психоанализ – о бессознательном.
по мере продвижения науки мы получим последовательно три различных обобщения, три различных закона, три системы – три науки. Уже сейчас психоанализ, бихевиоризм и субъективная Ψ оперируют не только разными понятиями, но и разными фактами.
а) тенденция к обобщению, объединению знания переходит в тенденцию к объяснению знания.
б) Тенденция к единству объяснительного принципа и к выходу за пределы данной науки в поисках места данной категории бытия в общей системе бытия и данной науки в общей системе знания обнаруживается уже в соперничестве отдельных дисциплин за главенство
3
Всякое значительное открытие в любой области, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести Ψ за ее собственные пределы.
В основе развития науки лежит объективная необходимость. Это развитие связано с:
общей социально-культурной подпочвой эпохи,
общими условиями и законами научного познания,
объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования, т.е. с требованиями объективной действительности.
Линия развития таких объяснительных идей:
Крупное фактическое открытие, перестраивающее обычное представление о той области явлений, к которой оно относится.
Распространение влияния этих идей в соседние области. Появляется более отвлеченная формулировка идеи, связь с породившим ее материалом ослабевает, идея разбухает от нового материала.
Идея попадает в сферу борьбы дисциплин за господство.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--