Изложение: Конспекты по теме "Некоторые методологические проблемы истории психологии"
Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию в более широкие сферы знания - за пределы ее.
Закономерность в смене и развитии иде может быть объяснена на почве связи этой науки с :
общей социально-культурной подпочвой эпохи
общими условиями и законами научного познания
объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых явлений на данной стадии их развития
Общая судьба и линия развития этих идей:
фактическое открытие, имеющее то или иное значение
распространение влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка - становиться более общей
идея, которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу борьбы за господство
идея отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает идею дальше - она теперь открыто в различные философские системы, распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия
раздувшись, это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять становиться фактом социальной жизни - т.е. возвращается в лоно той науки, из которой она пришла.
Почему идея перестает существовать? З-н, открытий Энгельсом в области мировоззрения: собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма.
Идеи возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в природе изучаемых явлений.
Теплов “О некоторых общих вопросах разработки истории психологии”
Задачи и требования, связанные с пониманием истории психологии как области исследования, необходимой для разработки актуальных проблем современной науки:
а) и.п - история борьбы идей, матер. и идеалист. понимания психики
б) и.п. - история накопления конкретных знаний и методов исследования, история накопления фактов, приводящих к открытия
Существенный признак науки - ее кумулятивный характер, поскольку прогресс возможен только при аккумуляции знаний. Слияние теоретических концепций и накопленного фактического материала происходит в системе науки - концепции превращают совокупность имеющихся в науке знаний в науку. Подлинная система науки органически вырастает из хода развития науки и является теоретическим осмыслением всей совокупности достигнутых знаний в данной области.
Наиболее важный признак выделения психологии в самостоятельную науку - появление и распространение специальных методов научного исследования и прежде всего экспериментального метода и далее клинического метода, дневниковых записей и т.д.
Истоки появления положений, входящих сейчас в психологию:
философия
физиология
общественная практика
педагогическая практика
художественная литература
О культуре научного исследования (основные положения доклада Теплова):
важный вопрос - планирование поисковой научной работы, которое приводит к прорывам на “следующие этажи”
эти прорывы не могут быть реализованы без глубокой убежденности исследователя в правильности избранного пути и большой гибкости в нахождении дорог.
2 источника возникновения проблем для научного исследования: требования практики и внутренняя логика развития самой науки
“распространение по этажу” должно происходить в направлении, соотв. требованиям науки.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--