Изложение: Управление проектами
по-белорусски
У тех, кто выжил в катаклизмах нашего рынка и смог достигнуть относительной финансовой стабильности, наконец-то забрезжили подозрения, что проектами надо управлять и что, может быть, этим должны заниматься специально обученные люди... Кто-то из руководителей компаний даже где-то слышал, что есть такие... м-м-м... то ли проект-менеджеры, то ли проектные менеджеры, то ли... Короче, разберемся.
Итак, как это было...
В течение довольно длительного времени наши фирмы и фирмочки были озабочены проблемами, имеющими весьма отдаленное отношение к управлению проектами, как то: выживание на рынке в условиях кризиса, действующего налогового законодательства, низкой платежеспособности населения, рэкета и т.д. и т.п. Суровая борьба за выживание не оставляла времени на всякие буржуазные извращения типа менеджмента. Да и какой, елы-палы, может быть менеджмент, когда надо продавать, продавать больше, еще больше, еще...
Однако рано или поздно (в подавляющем большинстве случаев поздно) приходит осознание того факта, что заказчик хочет не просто отдать нам свои деньги, он хочет - да что там хочет, требует! - получать в обмен на свои деньги продукт или услугу, причем в срок, причем (о Господи!) высокого качества!
Осознавать это фирме горько, больно, но... но сделать ничего нельзя, придется обещать сделать в срок и с высоким качеством, причем обещать письменно и скреплять написанное кро... нет, пока только подписью и печатью. Иначе заказчик уйдет к конкуренту...
Перечень несчастий исполнителя на этом не заканчивается. Например, если раньше фирма, торгующая компьютерами и программным обеспечением, могла всучить лоховатому заказчику коробки с программным обеспечением и десять компьютеров, то сейчас ему подавай комплексные решения под ключ, с обучением и лечением. А это уже совсем другая история, ибо надо проводить исследования, разрабатывать концепцию и техническое задание, проектировать саму систему и т.д. и т.п.
Продажи становятся "длинными", причем процесс требует участия различных подразделений фирмы, а в ряде случаев даже привлечения соисполнителей, субподрядчиков и прочих дармоедов. Этот процесс гордо называют проектом, и... и дальше встает вопрос, кто им будет заниматься? Вне зависимости от креативности мышления генерального вопрос этот решается быстро и просто... кто продал - тот и будет... "А чё тут думать?! Петрович мужик толковый - справится!"
Через некоторое время (обычно к концу второго-третьего заваленного проекта) становится очевидным, что, несмотря на всю свою запредельную толковость, Петрович не справился. Деньги получены и уже проедены, время прошло, заказчик в бешенстве, а результата не то что бы нет совсем, но... как бы это сказать... непонятно, кто и что делал, что готово, что нет, чего хотел заказчик и т.д. Техническое задание или не написано, или написано так, что лучше бы и не писалось вообще...
Нет, все работали и даже что-то сделали, но кто конкретно и что именно... сказать трудно!
Результаты плачевны, заказчик в нокдауне и, выбравшись из междометий и предлогов на четвертой минуте телефонного разговора, обещает впредь вас со своими глупостями не беспокоить...
Первый, второй, третий заваленные проекты... Генеральный погружается в тяжкие раздумья на тему: "Что делать?". Раздумья перетекают в совещания, в бесконечные разговоры о необходимости координации, улучшения взаимодействия подразделений, осознания ответственности, усиления контроля... Заканчивается это обычно тем, что кто-то из присутствующих на очередном "совещании" смутно вспоминает, что есть, дескать, такие то ли проектные менеджеры, то ли менеджеры проектов... может быть, они помогут?
На этом первая часть нашего повествования завершается. Это ключевая точка. Это, извините за выражение, веха. Далее события развиваются в зависимости от степени вменяемости руководства фирмы.
Тут сходство заканчивается, и начинаются разительные отличия в части требований к этим самым загадочным существам с неясным названием... Причем, разница зависит от того, до какого размера фирма успела вырасти на наших скудных пастбищах.
Часть вторая. Работодатели
Маленькие фирмы. До 50 человек
О да! У них есть четкое понимание того, ЧТО и КАК должен делать менеджер проекта. Они проработали вопрос со всем старанием. Они выяснили, что он также называется "проект-менеджер", "управляющий проектом" или, на худой конец, "руководитель проекта". Они абсолютно четко и правильно формулируют требования к проекту и вообще говорят правильные вещи, от которых сердце вышеупомянутого менеджера наполняется теплом, а разум - осознанием того, что все-таки есть люди, понимающие, что такое проект-менеджмент.
К ним хочется уйти, бросив все, но... но у них нет денег. Точнее, деньги есть, они искренне предлагают 200 долларов в месяц и столь же искренне не понимают, почему это не вызывает у кандидатов энтузиазма. Они честно говорят, что берут человека на один проект и что после, конечно, будут другие, но... у них катастрофически не хватает ресурсов... И очень много работы, ну просто ОЧЕНЬ...
Сидят они все в одной комнате на окраине города, в подвале, где зимой холодно, а летом на удивление жарко. Да, зарплату не всегда выплачивают вовремя и не всегда полностью, а точнее - почти всегда с большой задержкой и не всю...
Однако, как правило, в таких фирмах у менеджера проектов достаточно широкие полномочия и возможность "правильно" управлять проектами в свое удовольствие.
Резюме. Работы много - денег мало. Хороший трамплин для старта, если человек решил заниматься проект-менеджентом. После вуза. Пару лет. Работать он будет, как папа Карло, в режиме перманентного аврала, но зато приобретет бесценный опыт творческой работы "на земле".
Фирмы средние. До 200 человек
Они не прорабатывали этот вопрос углубленно. Зачем? Они сами все знают. В крайнем случае, посмотрели по диагонали пару сайтов или пролистали книжку "Краткое введение в основные начала менеджмента для дебилов". Собрались - обсудили - решили.
В итоге на свет появляются весьма экзотические требования к менеджеру проектов, как то:
- обязательное умение программировать на С++ (путают с программистом);
- умение делать массовые рассылки по электронной почте (не поддается анализу);
- опрятный внешний вид (что особенно трогательно!);
- ведение пятидесяти проектов одновременно (хотелось бы посмотреть);
- умение и желание продавать (путают со специалистом по продажам).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--