Контрольная работа: Адаптация детей-инвалидов в семье
Введение
Проблема адаптации детей инвалидов в семье
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов
Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из приоритетных направлений в социальной политике является решение проблем, связанных с реабилитацией и социальной адаптацией 26,5 детей-инвалидов. Причем, эти вопросы рассматриваются комплексно, с участием комитетов социальной защиты населения города, здравоохранения, образования, семьи и молодежи, физкультуры и спорта, культуры. В формировании направлений деятельности, форм и методов работы с детьми-инвалидами принимают активное участие депутаты городской Думы, общественные организации города.
Для оказания медицинской помощи детям-инвалидам развернута сеть лечебно-профилактических учреждений, оснащенных необходимым современным лечебно-диагностическим оборудованием: многопрофильные и специализированные детские больницы, отделения восстановительного лечения детских городских поликлиник, центры восстановительного лечения, дома ребенка, санатории.
Проблема адаптации детей инвалидов в семье
Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с "запретной" темы тяжелого положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность - это проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего общества в целом.
В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч инвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в это число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.
Существует потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида полноправным членом общества.
Здесь существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей.
Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда, социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.
В построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей, комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы все органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает приспособиться к действительности.
Социальная адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.
"Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный, социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни адаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами. Важнейший из них - личностное начало, способность субъекта к деятельностной самооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критерию выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся)..."
Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную среду.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:
1) начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает, придерживаясь прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;
4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной среде. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--