Контрольная работа: Административная эколого-правовая ответственность в Украине
ПЛАН
ВСТУПЛЕНИЕ…..………………………………………………………....3
1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения…..5
2.Административная эколого-правовая ответственность………………..8
ЛІТЕРАТУРА……….…………………………………………………….15
ВСТУПЛЕНИЕ
Согласно положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Таким образом, защита человека, охрана его жизни и здоровья от отрицательного влияния окружающей среды является приоритетным направлением государственной политики, в том числе и в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Конституция Украины определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологической безопасности для человека и всего животного мира, преодоление особо негативных для Украины последствий Чернобыльской катастрофы. Выполнение требований ст. 16 Конституции Украины возможно лишь при условии правильной политики государства в области использования и охраны природных ресурсов.
Нужно различать использование и охрану природных ресурсов. При использовании природных ресурсов достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т. п.). Цель охраны — предотвратить экологически вредное влияние хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, защитить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения, создать безопасную окружающую среду для жизни и здоровья людей.
Названные цели взаимозависимы и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.
Определение экологической политики в Украине осуществляет Верховная Рада Украины, которая утверждает общегосударственные программы охраны окружающей среды, устанавливает основания использования природных ресурсов.
Экологическая политика Украины направлена на усовершенствование природоохранного законодательства и регламентацию режимов природопо-льзования с целью их адаптации к условиям реформирования экономики, изменения форм собственности; внедрение программно-целевых методов реализации экологической политики путем разработки различного уровня программ охраны окружающейсреды и рационального использования природных ресурсов; усовершенствование экономического механизма природопользования в соответствии с осуществляемыми экономическими реформами; последовательный переход на международные экологические стандарты технологических процессов переработки и производства продукции; организация единой системы надзора и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей природной среды; гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредного влияния последствий аварии на ЧАЭС; улучшение экологического образования и воспитания, усовершенствование информирования населения о состоянии окружающей природной среды.
I. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Ответственность как социальная категория является важнейшим средством, обеспечивающим нормальное функционирование общественных отношений. В широком социальном смысле ответственность за экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, предприятием либо отдельной личностью отрицательных последствий перед настоящим и будущим поколениями людей за состояние естественной среды обитания. Такой социально-философский аспект ответственности, получивший название проспективной или позитивной, представляет собой соблюдение всеми субъектами-природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов.
В узко юридическом смысле ответственность представляет собой возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия. Так, в соответствии со ст. 66 Конституции «каждый обязан не наносить вред природе». В случае неисполнения этой конституционной обязанности или обязанностей, предусмотренных экологическим законодательством, т. е. совершения противоправных поступков, наступают неблагоприятные последствия правового характера. Такая ответственность за нарушение требований экологического законодательства, чаще всего выступает в форме применения соответствующих санкций.
Юридическую ответственность за экологические правонарушения необходимо отличать от некоторых форм экономического воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодательством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных норм сбросов, выбросов, утилизации. Но их нельзя рассматривать в качестве экономической ответственности. Такие меры выступают в качестве элементов, составляющих механизм природопользования, и охраны окружающей природной среды, и не входят в содержание института юридической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах, причиняется определенный вред окружающей природной среде. Но они не являются противоправными действиями и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности.
Вина в экологических правонарушениях в той или иной форме, наряду с другими признаками состава правонарушения, является обязательным условием возложения юридической ответственности. Однако в охранительных отраслях законодательства имеются различия в требованиях по доказыванию вины за совершение экологических правонарушений. Так, по возмещению имущественного вреда вина правонарушителя, как правило, презюмируется, в связи, с чем бремя доказывания своей невиновности лежит на причинителе ущерба окружающей природной среде.
Экологическому законодательству известна и так называемая безвиновная ответственность за причинение вреда лицом, владеющим источником повышенной экологической опасности. Ни одна из выдвинутых до сих пор цивилистических и экологических концепций не обосновала правовую природу возникновения и возложения юридической ответственности за безвиновное причинение вреда природной среде.
Безвиновная ответственность основана на факте ее констатации в нормативном порядке действующим гражданским и экологическим законодательством. Особенностью применения безвиновной ответственности за экологические правонарушения является то, что она распространяется только на гражданско-правовую ответственность, применяемую в порядке возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.
Действующему экологическому законодательству известно и освобождение от ответственности в некоторых случаях совершения экологического правонарушения. Оно имеет место при причинении вреда природной среде в условиях крайней необходимости, когда природным объектам причиняется ущерб противоправными действиями с целью предотвращения более значительного вреда окружающей среде (уничтожение лесонасаждений для предотвращения распространения лесного пожара, обвалование русла реки черноземом с целью предотвращения затопления). Действия в условиях крайней необходимости с целью предотвращения более существенного экономического и экологического вреда, независимо от степени их противоправности освобождает от всех видов юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.
Экологические правонарушения влекут юридическую ответственность лиц, их свершивших. На это содержится прямое указание в нормативных актах экологического законодательства. Так, нарушение законодательства об охране окружающей природной среды влечет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Аналогичные нормы содержатся и во всех обновленных ресурсовых отраслях украинского законодательства.
Нормы экологического права содержат в себе правовые требования к использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, пределы надлежащего осуществления прав и исполнения обязанностей по использованию природных объектов, перечень наиболее характерных нарушений этих прав и обязанностей. Санкции же за эти нарушения содержатся в уголовном, административном, гражданском и трудовом законодательствах. В зависимости от условий и порядка применения этих санкций различаются соответствующие виды юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.
II. Административная эколого-правовая ответственность
Административная ответственностьза нарушения экологического законодательства предусмотрены в Кодексе Украины об административных правонарушениях. В отличие от Уголовного кодекса, Кодекс об административных правонарушениях содержит специальную главу 7, в которой предусмотрены «Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры».
Административная ответственность за экологические правонарушения содержится и в других главах КоАП. К ним следует отнести составы административных правонарушений об охране здоровья населения — глава 5, административные правонарушения, посягающие на право собственности о природных ресурсах — глава 6, административные правонарушения в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энергии — глава 8 и некоторые другие.
Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок) в области использования и охраны природных ресурсов, т. е. виновное, противоправное деяние, нарушающее экологический правопорядок в обществе, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Это определение административного правонарушения непосредственно вытекает из содержания статьи 9 КоАП.
Административная ответственность является оперативным средством воздействия на правонарушителей, совершающих общественно вредные поступки в области использования природных богатств и охраны окружающей природной среды. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для ее возложения не требуется определение размера вреда. Наиболее распространенным видом административно наказуемых экологических правонарушений является невыполнение требований экологической безопасности. К нему относятся: несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, переработке, транспортировке, хранении, учете и уничтожении промышленных и бытовых отходов, нарушение правил использования и требований охраны отдельных видов природных ресурсов.
Не менее распространенными являются правонарушения в виде самовольного занятия и использования природных объектов. Под самовольным занятием и использованием природных объектов понимается овладение и использование ресурсов природы без их передачи, предоставления, выделения, отвода или разрешения компетентными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Условия и порядок передачи объектов природы в собственность либо предоставления в пользование или в аренду, выдачи лицензий и разрешений на использование естественных богатств природы предусмотрены законодательством. В условиях разгосударствления и приватизации естественных ресурсов количество этих видов правонарушений значительно возросло.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в области землепользования (ст.ст. 52—56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59—62 КоАП), лесопользования (ст.ст. 63—77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78—79 КпАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791 —81, 90'—912 КоАП), правил пользования промышленными отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82—83, 913 КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст.ст. 85—912 КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22—26 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»),
Основными актами, регулирующими вопрос рационального использования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года.
К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нарушение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531 ), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 532 ), несвоевременное возвращение временно занятых земель или не приведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--