Контрольная работа: Административная эколого-правовая ответственность в Украине

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ…..………………………………………………………....3

1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения…..5

2.Административная эколого-правовая ответственность………………..8

ЛІТЕРАТУРА……….…………………………………………………….15


ВСТУПЛЕНИЕ

Согласно положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопас­ность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Таким образом, защита человека, охрана его жизни и здоровья от отрицательного влияния окружающей среды является приоритет­ным направлением государственной политики, в том числе и в об­ласти экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Конституция Украины определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологичес­кой безопасности для человека и всего животного мира, преодоле­ние особо негативных для Украины последствий Чернобыльской ка­тастрофы. Выполнение требований ст. 16 Конституции Украины возможно лишь при условии правильной политики государства в области использования и охраны природных ресурсов.

Нужно различать использование и охрану природных ресурсов. При использовании природных ресурсов достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т. п.). Цель ох­раны — предотвратить экологически вредное влияние хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую природную среду, защи­тить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения, создать безопасную окружающую среду для жизни и здоровья людей.

Названные цели взаимозависимы и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бе­режное к ним отношение, недопущение необратимых для них по­следствий, то есть их охрану.

Определение экологической политики в Украине осуществляет Верховная Рада Украины, которая утверждает общегосударствен­ные программы охраны окружающей среды, устанавливает основа­ния использования природных ресурсов.

Экологическая политика Украины направлена на усовершенство­вание природоохранного законодательства и регламентацию режи­мов природопо-льзования с целью их адаптации к условиям рефор­мирования экономики, изменения форм собственности; внедрение программно-целевых методов реализации экологической политики путем разработки различного уровня программ охраны окружающейсреды и рационального использования природных ресурсов; усовер­шенствование экономического механизма природопользования в соответствии с осуществляемыми экономическими реформами; пос­ледовательный переход на международные экологические стандар­ты технологических процессов переработки и производства продук­ции; организация единой системы надзора и контроля за состояни­ем природных ресурсов и объектов окружающей природной среды; гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредного влияния последствий аварии на ЧАЭС; улучше­ние экологического образования и воспитания, усовершенствование информирования населения о состоянии окружающей природной среды.


I. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Ответственность как социальная категория является важ­нейшим средством, обеспечивающим нормальное функцио­нирование общественных отношений. В широком социаль­ном смысле ответственность за экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, пред­приятием либо отдельной личностью отрицательных по­следствий перед настоящим и будущим поколениями лю­дей за состояние естественной среды обитания. Такой соци­ально-философский аспект ответственности, получивший название проспективной или позитивной, представляет со­бой соблюдение всеми субъектами-природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов.

В узко юридическом смысле ответственность представ­ляет собой возложение обязанности претерпевать небла­гоприятные последствия. Так, в соответствии со ст. 66 Конституции «каждый обязан не наносить вред приро­де». В случае неисполнения этой конституционной обя­занности или обязанностей, предусмотренных экологиче­ским законодательством, т. е. совершения противоправ­ных поступков, наступают неблагоприятные последствия правового характера. Такая ответственность за наруше­ние требований экологического законодательства, чаще всего выступает в форме применения соответствующих санкций.

Юридическую ответственность за экологические право­нарушения необходимо отличать от некоторых форм эко­номического воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодатель­ством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах ус­тановленных норм сбросов, выбросов, утилизации. Но их нельзя рассматривать в качестве экономической от­ветственности. Такие меры выступают в качестве элемен­тов, составляющих механизм природопользования, и охра­ны окружающей природной среды, и не входят в содержа­ние института юридической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах, причиняется опреде­ленный вред окружающей природной среде. Но они не яв­ляются противоправными действиями и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности.

Вина в экологических правонарушениях в той или иной форме, наряду с другими признаками состава правонару­шения, является обязательным условием возложения юри­дической ответственности. Однако в охранительных от­раслях законодательства имеются различия в требовани­ях по доказыванию вины за совершение экологических правонарушений. Так, по возмещению имущественного вреда вина правонарушителя, как правило, презюмируется, в связи, с чем бремя доказывания своей невиновности лежит на причинителе ущерба окружающей природной среде.

Экологическому законодательству известна и так назы­ваемая безвиновная ответственность за причинение вреда лицом, владеющим источником повышенной экологиче­ской опасности. Ни одна из выдвинутых до сих пор цивилистических и экологических концепций не обосновала правовую природу возникновения и возложения юридиче­ской ответственности за безвиновное причинение вреда при­родной среде.

Безвиновная ответственность основана на факте ее кон­статации в нормативном порядке действующим граждан­ским и экологическим законодательством. Особенностью применения безвиновной ответственности за экологические правонарушения является то, что она распространяется только на гражданско-правовую ответственность, приме­няемую в порядке возмещения вреда, причиненного окру­жающей природной среде.

Действующему экологическому законодательству извест­но и освобождение от ответственности в некоторых случа­ях совершения экологического правонарушения. Оно име­ет место при причинении вреда природной среде в услови­ях крайней необходимости, когда природным объектам причиняется ущерб противоправными действиями с целью предотвращения более значительного вреда окружающей среде (уничтожение лесонасаждений для предотвращения распространения лесного пожара, обвалование русла реки черноземом с целью предотвращения затопления). Дейст­вия в условиях крайней необходимости с целью предотвращения более существенного экономического и экологи­ческого вреда, независимо от степени их противоправности освобождает от всех видов юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Экологические правонарушения влекут юридическую от­ветственность лиц, их свершивших. На это содержится пря­мое указание в нормативных актах экологического законо­дательства. Так, нарушение законодательства об охране окружаю­щей природной среды влечет дисциплинарную, администра­тивную, гражданскую и уголовную ответственность. Анало­гичные нормы содержатся и во всех обновленных ресурсовых отраслях украинского законодательства.

Нормы экологического права содержат в себе правовые требования к использованию природных ресурсов и охра­не окружающей среды, пределы надлежащего осуществле­ния прав и исполнения обязанностей по использованию природных объектов, перечень наиболее характерных на­рушений этих прав и обязанностей. Санкции же за эти нарушения содержатся в уголовном, административ­ном, гражданском и трудовом законодательствах. В зави­симости от условий и порядка применения этих санкций различаются соответствующие виды юридической ответст­венности за нарушения экологического законодательства.


II. Административная эколого-правовая ответственность

Административная ответственностьза нарушения экологического законодательства предусмотрены в Кодек­се Украины об административных правонарушениях. В отличие от Уголовного кодекса, Кодекс об административных право­нарушениях содержит специальную главу 7, в которой пре­дусмотрены «Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, ох­раны памятников истории и культуры».

Административная ответственность за экологические правонарушения содержится и в других главах КоАП. К ним следует отнести составы административных правона­рушений об охране здоровья населения — глава 5, адми­нистративные правонарушения, посягающие на право соб­ственности о природных ресурсах — глава 6, администра­тивные правонарушения в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энер­гии — глава 8 и некоторые другие.

Основанием для привлечения к административной от­ветственности является административное правонаруше­ние (административный проступок) в области использова­ния и охраны природных ресурсов, т. е. виновное, противо­правное деяние, нарушающее экологический правопорядок в обществе, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Это определение ад­министративного правонарушения непосредственно выте­кает из содержания статьи 9 КоАП.

Административная ответственность является оператив­ным средством воздействия на правонарушителей, совер­шающих общественно вредные поступки в области ис­пользования природных богатств и охраны окружающей природной среды. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для ее возложения не требуется определение размера вреда. Наиболее распространенным видом административно наказуемых экологических правонарушений является не­выполнение требований экологической безопасности. К нему относятся: несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве и эксплуата­ции промышленных объектов, переработке, транспортиров­ке, хранении, учете и уничтожении промышленных и бы­товых отходов, нарушение правил использования и требо­ваний охраны отдельных видов природных ресурсов.

Не менее распространенными являются правонарушения в виде самовольного занятия и использования природных объектов. Под самовольным занятием и использованием природных объектов понимается овладение и использова­ние ресурсов природы без их передачи, предоставления, вы­деления, отвода или разрешения компетентными на то го­сударственными органами или органами местного самоуправ­ления. Условия и порядок передачи объектов природы в собственность либо предоставления в пользование или в аренду, выдачи лицензий и разрешений на использование естественных богатств природы предусмотрены законода­тельством. В условиях разгосударствления и приватизации естественных ресурсов количество этих видов правонару­шений значительно возросло.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выра­жается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в об­ласти землепользования (ст.ст. 52—56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59—62 КоАП), лесо­пользования (ст.ст. 63—77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78—79 КпАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791 —81, 90'—912 КоАП), правил пользования промышленны­ми отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82—83, 913 КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст.ст. 85—912 КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22—26 Закона Украи­ны «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»),

Основными актами, регулирующими вопрос рационального ис­пользования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспе­чении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года.

К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нару­шение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531 ), сокрытие или искажение данных зе­мельного кадастра (ст. 532 ), несвоевременное возвращение временно занятых земель или не приведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 154
Бесплатно скачать Контрольная работа: Административная эколого-правовая ответственность в Украине