Контрольная работа: Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
Мальчукова Татьяна Владимировна
Преподаватель: Покровская С.Е.
Минск 2008
Оглавление
1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека
1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте
2. Психодиагностические методики
2.1 Исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик
2.2 Результаты психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте
Заключение
Список использованных источников
1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития [1, с. 243]. Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25—50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции. В. Джемс писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана» [1, с. 245]. Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.
Психологические характеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявлении инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии (конец XIX—начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определения величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. По мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени.
Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека [1, с. 250].
Так, в результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации так и не существует. Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов [2, с. 35]:
Периодизация, принятая международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.):
Новорожденный - до 10 дней
Грудной возраст - 10 дней- 1 год
Раннее детство - 1-2 года
Первый период детства - 3-7 лет
Второй период детства - 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст - 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек
Юношеский возраст - 17-21 для юношей, 16-20 для девушек
Средний (зрелый) возраст: первый период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 лет для женщин. Второй период - 36-60 лет для мужчин, 36-55 лет для женщин.
Пожилой возраст - 61-74 лет для мужчин, 56-74 лет для женщин.
Старческий возраст - 75-90 лет для мужчин и женщин
Долгожители - старше 90 лет.
Периодизация ДЖ. Биррена (Birren, 1980г) [2, с. 36]:
Первая фаза - младенчество, до двух лет
Вторая фаза - дошкольный возраст, 2-5 лет
Третья фаза - детство, 5-12лет
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--