Контрольная работа: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи

по теме: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи.

Выполнила

студентка группы П4з

Михайличенко Д.Е.

Проверил:

преподаватель Бадалова М.В.

Севастополь 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ...................................................................... 6

1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов.................................................. 6

1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации........ 9

1.3. Анализ исследований ценностных ориентации................................. 11

Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой
молодежи........................................................................................................... 14

2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу...................... 14

2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования... ..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 23

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 27


ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество имеет уникальную ценностно-смысловую структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценно­стей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентации личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социаль­ных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценно­стной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают соци­альные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях по­являются противоречия.

Проблема ценностей и ценностных ориентации занимает существенное ме­сто в философских (М.Вебер, П.П.Гайденко, Н.О.Лосский и др.) и социально-психологических (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов, М.Рокич, И.С.Кон, А.С.Шаров и др.) трудах. Психологический аспект проблемы состоит в применении ценностного подхода к психологическим явлениям и про­цессам, позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности, об­щества и увидеть личностный аспект ориентации молодых людей на социально значимые ценности. В настоящее время теория ценностей развивается в психо­логии и в педагогике в русле междисциплинарного подхода к жизнедеятельно­сти молодого человека.

Взросление неизменно сопровождается стремлением более углубленно по­нять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодого человека должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в молодом возрасте уста­навливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает из­вестную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса квопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Итак, проблема исследования ценностно-смысловой сферы у студенческой молодежи остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.

В ходе исследования была поставлена следующая цель: выяснить приори­теты ценностной ориентации личности современной молодежи.

Объектом исследования является мировоззрение молодых людей, а предме­том - их ценностные ориентации.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от од­ной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи пока еще не раз­рушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеа­лов и ценностей.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Методика исследования психологических особенностей ценностных
ориентации как механизма регуляции поведения.

3. Методика изучения ценностных ориентации М.Рокича.

4. Методы математического анализа данных.

5. Метод экспериментального ориентирования.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ

1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выде­лять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 345
Бесплатно скачать Контрольная работа: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи