Контрольная работа: Естествознание в системе наук
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Дифференциация наук
2. Естествознание как иерархия наук о природе
3. Естествознание и социальная жизнь общества
4. Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное науковедение под естествознанием понимает систему наук о природе: физику, химию, биологию, астрономию, геологию и другие. Каждая из этих наук имеет свое предметное поле, содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы и строит ее модель: физика – физическую картину мира, химия – химическую, биология – биологическую и т.д. Но, изучая, и даже очень глубоко, одну из этих сторон, нельзя забывать, что мир целостен и един. Поэтому одной из важнейших задач естествознания является постижение фундаментальных, всеобщих законов бытия материи и построение единой научной картины мира – такой его непротиворечивой модели, которая бы с единых позиций описывала явления и процессы, протекающие в окружающем нас мире.
Цель работы – раскрыть естествознание в системе наук.
Задачи работы:
1. Показать, что дифференциация и интеграция наук неотъемлемые стороны процесса познания окружающего мира.
2. Сформировать представление об иерархичности естественных наук.
3. Раскрыть роль естествознания в социально-культурной жизни общества.
4. Обосновать необходимость интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.
5. Отработать понятия: дифференциация, диверсификация, интеграция.
Методика исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специальной литературы по вопросам концептуальных основ современного естествознания.
1. Дифференциация наук
Накопление количества и изменение качества информации об окружающем мире, ее систематизация и классификация еще в рамках натурфилософии способствовали выделению природы, человека и общества как самостоятельных объектов познания и разделению ее единого поля на отдельные области. Этот процесс получил название дифференциации (лат. differentia – разность, разделение).
Познавательная сфера современной науки включает около пятнадцати тысяч научных дисциплин. В ее структуре четко выделяются три области:
– система знаний о человеке, обществе и различных видах и формах общественной жизни – гуманитарные (франц. humanitaire от лат. humanitas). науки;
– система знаний о природе – естествознание;
– система знаний о технике и технологиях – технические науки.
В процессе их выделения произошло не просто деление единого предметного поля науки. На основе выявленных общих оснований этих областей знания произошло формирование общего научного языка, системы понятий, специфических методов исследования, стереотипов (образцов, стилей) познания, традиций в понимании действительности – гуманитарного, естественнонаучного (рационального) и технического мышления.
Внутри каждой из областей выделяются еще более узкие направления. Так естествознание включает комплекс взаимосвязанных наук о живой и неживой природе и человеке как ее части – астрономию, физику, химию, биологию, медицину, геологию и др. Каждая из них имеет свое предметное поле – содержание, структуру, специфические методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы и строит ее модель, единую непротиворечивую теорию, описывающую явления этой стороны природы. В процессе исторического развития человечества их роль в культуре цивилизации претерпела существенные изменения.
Каждая из выделенных наук сама представляет сложнопостроенный комплекс знаний, в рамках которых можно выделить еще более узкие области. Этот процесс получил название диверсификации (лат. diversificatio – изменение, разнообразие). Например, в биологии выделяют ботанику, зоологию, анатомию, физиологию, цитологию, генетику, эволюционную теорию и т.д., в физике – классическую механику, термодинамику, электродинамику, статистическую физику, теорию относительности, атомную и ядерную физику, квантовую механику, физику элементарных частиц и др., астрономия включает небесную механику, астрофизику, космологию, и др., химия – неорганическую, органическую, аналитическую, физическую химию, химию полимеров и т.д.
Сферы естественнонаучного, технического и гуманитарного знания глубоко взаимосвязаны. Отсутствие общих оснований и общего языка описания явлений изучаемых ими не мешает их взаимодействию. Прогресс естественных и технических наук и становление естественнонаучных методов исследования способствовали появлению крупных достижений в гуманитарных областях – экономике, политике, в решении глобальных проблем человечества. В большинстве своем открытия в области естествознания становятся причиной изменения мировоззрения, общей направленности мышления, реализуются в социальной жизни и, в конечном итоге, оказывают глубочайшее воздействие на гуманитарную культуру. Развитие естественных наук придает новый смысл познанию. Но и гуманитарные науки в свою очередь влияют на развитие естественных и технических наук. Они дают возможность человеку лучше понять самого себя, свое творчество, свою культуру, свою роль и назначение в системе Мироздания, помогают активизировать и реализовать свои способности и творческий потенциал.
Дифференциация наук позволяет более глубоко познавать отдельные стороны окружающего нас мира, однако мир состоит не из отдельных частей, а представляет целостность и для построения его объективной картины необходимы объединенные усилия всех наук.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--