Контрольная работа: Этика деловых отношений
Условия среды, положения в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы. Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.
Выделяют два компонента личности:
- совокупность отношений с внешним миром;
- внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определения характер воздействий с социальными реальностями.
Характер связей человека с внешним миром определяются его положением в социальной структуре (статусом); конкретными предметами его деятельности.
Человек не тождественен самому себе. Он находиться в процессе непрерывного становления, стремиться подняться над самим собой. Стремление к завершению, которое есть в то же время совершенство – отличительная особенность человека. Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесообразности деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (высшей, совершенной) цели. Все человеческие поступки конкретны, ситуативны, за ними стоят определенные склонности, интересы, логика обстоятельств.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде.
Для ответа на вопрос, что же такое личность, следует разграничить три взаимопересекающихся понятия: человек, индивид, личность. Человек – отделяющий представителей вида homosapiens, от других видов живых существ. Понятие индивид обозначает отдельно взятого представителя человеческого рода, обладающего определенными психофизиологическими особенностями и культурными чертами. Личность – это социальные качества и особенности индивида, которые развиваются и реализуются в совместной деятельности общении с другими людьми, социальными структурами и обществом в целом.
Личность предстает в общественной жизни как субъект социальных отношений. Она существует в определенном человеческом теле и обладает рядом психофизических особенностей, накладывающих на нее печать индивидуальности. Однако определяется она не физиологией тела и не набором психических составляющих характера, а системой навыков и приемов социального взаимодействия человека с его социальным окружением.
Источником права является социум, власть. Не будь социальных сдержек, каждый преследовал бы лишь собственную выгоду. Стоит отметить, что равенство может быть идеологией общества: в этом случае оно означает предельно жесткое и простое иерархическое устройство, когда кроме власти с ее структурами и так называемого «населения» нет никаких еще заметных личностей, обеспечивших бы себе вес или благополучие не бюрократической карьерой, т.е. не причастностью к власти, а как угодно иначе. Поэтому фактическое равенство в обществе может быть насаждено лишь путем искусственных (насильственных) мер, и не может считаться справедливым. Индивидуализм – это и есть персоноцентристская точка зрения на личность, то же, что узаконенный эгоизм. Напрасны попытки «разумного эгоизма» обосновать мораль и сделать жизнь приемлемой. Эгоизм может быть преодолен только социальностью, т.е. личный эгоизм – коллективным, который для личности свят и называется обычно патриотизмом, но по сути составляет – ее религию
Что касается ценностей, по смыслу – это коллективные ценности, они не могут быть делом отдельных умов, иначе они не имели бы абсолютного характера. Личность причастна ценностям постольку, поскольку отреклась от себя в их пользу: это называется духовностью, идейностью, моралью. Мораль - есть последовательный отказ личности от отдельного, индивидуального в себе (что называется индивидуалистического), – которое, не ведая интересов общих, может быть только потребляющим, своекорыстным. Всякий социум эгоцентрик, «пуп земли», лишь коллективную корысть он и противопоставляет частным эгоизмам; но все действительно высшее корысти, будь то Бог или интересы ближнего, творчество или познание, может быть открыто лишь индивидуально.
Совесть – это способность ощущать социальные нормы как свои собственные (мораль личности и образуется в результате «интериоризации» этих норм); это твоя социальность, страх оказаться не в ладу с социумом или (религиозный вариант) с его верховным иерархом – Богом; в этом последнем случае совесть есть «божий страх». «Сильная личность» – та, что смогла произвести максимум влияния на социум.
Сущность культуры – традиция: социум накапливает свой опыт, а личность, как функция социума, более или менее – в силу индивидуальных способностей служить такой функцией – к этому опыту причащается. Здесь социальный навык передается человеку навыком же, минуя его осмысление, которое лишь способно в этой передаче что-то исказить, переврать. Культура есть образ жизни и лицо общества; она есть то, что отличает одно общество от другого, и потому отторгает как единичное, случайное, так и универсальное. Иначе говоря, она отторгает личность в том ее понимании, которое объединяет индивидуальное и общечеловеческое. Личность и слаба и сильна социумом, к которому принадлежит. Если ей что-то даже в себе самой не нравится – это виновата в ней «среда», а хорошая среда делает и ее достойнее. Когда личность захочет вдруг ощутить себя более качественной, она меняет среду (эмигрирует, например).
В английском языке используется не много слов слов, действующих на широкую публику столь зачаровывающе, как "личность". Хотя оно используется в разных смыслах, можно говорить о двух основных. В первом случае этот термин относится к своего рода умелости или ловкости. Личность индивида оценивается по той эффективности, с которой он добивается позитивных реакций различных людей в различных обстоятельствах. Именно этот смысл имеют в виду, говоря о курсах "личностного тренинга". Аналогично, преподаватель, говоря о личностных проблемах ученика, скорее всего указывает на то, что социальные умения ученика неадекватны для того, чтобы он мог установить удовлетворительные отношения с соучениками и педагогом. Во втором случае понятие соотносится с тем наиболее явным и ярким впечатлением, которое индивид производит на окружающих. Тогда говорят, что индивид обладает "агрессивной личностью", или "покорной личностью", или "ужасающей личностью". Наблюдатель выбирает тот признак или качество, которое в высокой степени типично для субъекта, предположительно является важной составляющей общего впечатления, производимого на окружающих, и при помощи этого понятия определяется личность человека. Ясно, что в обоих случаях присутствует элемент оценки. Обычно личности видятся как хорошие или плохие.
Теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаимодействие с эмпирическими или наблюдаемыми событиями.
У. Джемс теории можно выделить три аспекта, на основе которых далее будет проведена параллель с другими исследователями понятия «личность»: (1) физическое, материальной Я тождественное мое; (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка; (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли.
З. Фрейд соответственно приведенным аспектам рассматривал личность следующим образом: (1) Оно (не природа) – задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство; (2) Я – сознание; (3) Сверх-Я (не культура) – неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. Эти три аспекта тесно взаимосвязаны между собой.
Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главным выступает второй аспект. Родитель (3) – носитель универсальных норм. “Нельзя, потому что нельзя”, “Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет”. Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, “Почему нельзя?”, нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) – субъект неуправляемых желаний, “Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?”. У данного исследователя эти три аспекта динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность.
В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”.
Далее будет рассмотрена проблема структуры личности. Согласно Скиннеру структура личности – строение поведения. Строение, в свою очередь представляет собой механизм построения поведения в актуальной ситуации. Природные предпосылки – безусловные врожденные реакции. Субъект – это управляемый механизм (научение). Социальными условиями выступают: социальное научение (речь) и управление поведением. В то время как, культурные условия - эта возможная саморегуляция, сознательная активность. Роль сознания – выбор адекватного способа реагирования.
Джемс выделил немного другую структуру личности, которая предстваляет совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело – орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я – источник активности, познаваемое Я – предмет научного изучения. Познание - есть мышление.
Согласно З.Фрейд природные предпосылки личности выступают: психоанализ – первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия дл личности определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят путем понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально.
В. Райх. Основа строения личности – жизненная энергия. Основа развития – ее высвобождение. Телесный характер – фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли.
Адлер выделил следующие природные свойства личности – возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие – самое главное для становления личности. Сущность личности – это индивидуальный жизненный стиль, который должен быть понят субъектом.
На основе вышесказанного можно выделить несколько основных направлений развития личности: развитие мотивационной сферы; развитие самосознания; личностный рост.
При рассмотрении проблемы периодизации психического развития выделяют критерии в следующих областях: природные (созревание, возраст) – готовность организма к развитию; жизненные социальные условия, которые обеспечивают развитие в данный момент; личностные (особенности личности).
Стоит отметить, что критериями самопознания личности являются:
1. природный критерий. Схема тела. Самоощущение, самочувствие. Сеченов: смутное чувство.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--