Контрольная работа: Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Введение. 2

1.Понятие этнопедагогики и ее функции. 4

2.Духовные истоки народной педагогики. 7

3.Природа и духовное начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений. 13

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Введение

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений.[1]

Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности.

На сегодняшний день составной частью среднего образования должно стать этическое образование детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной жизненной ситуации

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству не­виданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштаб­ного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие возможности, познавать мир и со­вершенствовать его. Для этого нужны мир и содружест­во всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и не­насилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессио­нальной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Сущес­твенную помощь в этом может оказать довольно моло­дая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпири­ческие сведения о воспитании подрастающего поколения.[2]

1. Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго­гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов­лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного вос­питания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая куль­тура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречают­ся два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:[3]

a. народная педагогика - это воспитательные тради­ции конкретной этнической группы;

b. этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю­щее сравнительный анализ воспитательных тради­ций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемствен­ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».[4]

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу­ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле­ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун­кцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как от­ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида­тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси­хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека ак­тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс­кая община, и социальная среда. Основу народной педа­гогики составляют духовная культура, народные обы­чаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается до­статочно четкая дифференциация форм воспитания:[5]

a. пословицы - для социально-этического;

b. загадки - для умственного;

c. песни - для эстетического, патриотического;

d. сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред­ства различных этапов развития общества.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 228
Бесплатно скачать Контрольная работа: Этнопедагогические аспекты воспитательной работы