Контрольная работа: Философия человека, общества и истории. Эллинистическая философия, ее школы и направления
1. Введение…………………………………………………………..….2
2. Основная часть………………………………………………….…...3
2.1. Философия человека, общества и истории……………………..….3
2.2. Эллинистическая философия, ее школы и направления……….....7
3. Заключение……………………………………………….………...10
4. Список использованной литературы………………………..…….11
Введение
Слово философия пришло к нам из греческого языка. В буквальном переводе оно означает «любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор, но широкое применение оно получило в Υ веке до н. э. В настоящее время философию можно определить как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек).
Специфика философии состоит в ее направленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Предмет философии – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Философия имеет две основные функции – мировоззренческую и методологическую. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности. С мировоззренческой функцией философии тесно связана и вторая ее функция – методологическая. Методология понимается как определение способов достижения какой-либо цели.
Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг: в природе, в обществе, в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.
2. Основная часть
2.1 Философия человека, общества и истории
Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Оно зародилось еще в древности, но в разные времена и в разных философских течениях занимало разное место.
Представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно разделить на три подхода:
1) Субъективистский
Этот подход предполагает, что человек – это, прежде всего, его внутренний мир. Субъективистский подход можно считать основным из всех трех подходов. Последователи данного течения считают, что это единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объекта. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Данный подход сосредотачивает внимание на духовном мире человека – его чувствах и настроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия.
2) Объективистский
Этот подход предполагает, что человек – это продукт и носитель внешних, объективных условий его существования. В объективистском понимании природы и сущности человека последний предстает как одно из множества материальных образований. Духовный мир человека считается совокупностью материальных процессов, которые можно описать в терминах физики.
3) Синтезирующий
Подразумевает, что человек – это единство внутренней субъективности и внешней объективности. Согласно данному подходу, сущность человека состоит в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, между душой и телом, между ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум.
Изучив подходы к пониманию сущности человека, можно сказать, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. Человек не может жить без общества, люди живут совместно, образуя общество. Общество можно определять по-разному: и как организованную человеком форму материи, и как совместную деятельность людей в соответствии с выработанными ими ценностями. Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого человека как материального и духовного существа, и называется общественным бытием.
Как мы знаем, наука об обществе называется социологией ( от латинского социетас – «общество»). Но нас интересует не социология, а ее философские основания. Размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношений отдельно взятого человека и общества. В современной науке эти взаимоотношения рассматриваются так: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.
Человеческое общество имеет два главных отличия от природы:
1. Общество существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
2. Смысл социальных действий людей определяется их ценностями.
Для того, чтобы лучше понять сущность общества, нужно рассмотреть различные философские подходы к данному вопросу. Философское понимание общества состоит в интерпретациях общества на основе философских (по возможности наилучших) воззрений.
1) Античность
Главные философы античности – это Платон и Аристотель. Они рассматривали общество как воплощение идеи справедливости. Разница между мнениями этих философов состоит в том, что Платон считает справедливость космическим началом, а Аристотель – сочетанием добродетелей человека. Античная интерпретация общества на основе справедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается актуальной.
Итак, в античности в наилучших философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепция форм, а также представления о добродетелях человека.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--