Контрольная работа: Государственная идеология

1. Политическая идеология и государственная: общее и отличия

2. Основные элементы государственной идеологии

3. Механизм реализации государственной идеологии


1. Политическая идеология и государственная: общее и отличия

Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ – начале XIX века (А.Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие).

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

Представленное в литературе разнообразие определений связано с тем, что идеология, как и культура, весьма сложное, многоуровневое и многофункциональное образование, принадлежащее конкретной культурно-исторической эпохе. В зависимости от ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его субстанциональная сущность.

Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.

Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов.

Государственная идеология одновременно формируется с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ. Государственная идеология – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.

Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая и государственная идеологии являются многоуровневыми феноменами. Сравним их, выделив теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни.


Политическая идеология Государственная идеология

Теоритико-концептуальный уровень

Образуют литературные сочинения – статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. – в которых с применением научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Это уровень политической философии данной социальной группы, выражающей её основные ценностные ориентации, идеалы и принципы. Образуют литературные сочинения (учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального-научного аппарата), претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества.

Программно-политический уровень

Общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни. Политическая программа – неприменный компонент. Составляют государственные документы (конституция страны, другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.), в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Четкие и конкретные предписания охраняются и обеспечиваются силой государства. Является как предтеча права.

Обыденно-актуализированный уровень

Выступает в качестве психологичесикх феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Социально-политические явления оцениваются через сопоставление происходящих событий и действующих лиц с фольклорными или хорошо известными литературными сценами и персонажами. Образуют средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии –политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

2. Основные элементы государственной идеологии

Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым модет быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.

Внешними формами выражения государственной идеологии выстцпают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложно-составные построения –социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей. Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания.

Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи, ценности, нормы и представления культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устаявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей.

Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а аткже относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая включает в себя представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений и других общественных формирований. Она охватывает и внешнеполитическую жизнедеятельность народа, а также идеи, касающиеся места и роли народа в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления об особенностях огранизации экономической жизни страны, отношении народа к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Эта составляющая содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Особое значение придаётся подходу к человеку как к высшей цели общества и государства, к ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и к ответственности граждан за исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования, подходы к регулированию семейных отношений.

Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

В совремненном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достоаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.


3. Механизм реализации государственной идеологии

Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и исксства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственой идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.

Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних признаков централизованности.

Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других не западных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов: пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодёжи (ВЛКСМ), армии, огранах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически всё взрослое население страны осваивало содержание официальной идеологии. Под контролем идеологического аппарата, пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Второй вариант – механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определённых учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 – 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политичесикх институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).

Каждый из названных социальных институтов, действую в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные интституты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма государственной идеологии не столь очевидно, как это было, например, в Советском Союзе, всё же они объективно выступают в качестве таковых.

Таким образом, в новых независимых государствах, к числу которых относится и Республика Беларусь, механизм государственной идеологии должен формироваться с учётом как одного, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов принудительности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 115
Бесплатно скачать Контрольная работа: Государственная идеология