Контрольная работа: Государственное регулирование кризисных ситуаций
1. Антикризисное управление
Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления.
В кризисных ситуациях свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:
1. Организация управления предприятиями федерального подчинения. При этом Министерство государственного имущества России осуществляет управление имуществом (имущественными комплексами), а оперативное руководство (управление) производством — отраслевые министерства и ведомства.
2. Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Осуществляется оно путём включения (выборов или назначения) в органы управления этих предприятий представителей государства.
3. Государство обладает недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности). Правильное использование и управление этим имуществом способствует предотвращению или ликвидации последствий кризисных ситуаций.
4. В собственности государства находится преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельхозугодья, лесной фонд. Здесь государство имеет право непосредственного воздействия и влияния на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов.
5. Государство имеет право контроля отношений собственности в регионах, в том числе перевода собственности из региональной в федеральную.
По этим направлением в соответствии с Конституцией РФ государство имеет право непосредственно управлять кризисными ситуациями или, другими словами, осуществлять антикризисное управление.
2. Антикризисное регулирование
Антикризисное регулирование экономики — это косвенное воздействие государства на товаропроизводителей. Государственное регулирование призвано:
а) стимулировать позитивные социально-экономические процессы;
б) ограничивать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования кризисных ситуаций по следующим направлениям:
— нормативно-законодательная деятельность;
— финансы;
— производство;
— перераспределение доходов.
1. Нормативно-законодательная деятельность. В гражданском законодательстве «экономической конструкцией» по праву следует считать Гражданский кодекс Р Ф. Это образное выражение очень точно и ёмко характеризует особо важное значение Гражданского кодекса в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции РФ имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Основы банкротства предприятий заложены в следующих статьях Гражданского кодекса:
— ст. 61 (ликвидация юридического лица);
— ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);
— ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);
— ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);
— ст. 65 (несостоятельность (банкротство) юридического лица).
Очень важное значение в антикризисном законодательстве имеет Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также другие законодательные акты и постановления Правительства РФ.
В нашей стране законодательство о банкротстве предприятий только формируется. Так, первая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» действовала с 1 марта 1993 г. до 1 января 1998 г., вторая редакция — с 1 января 1998 г. по 2 декабря 2002 г. Со 2 декабря действует новый закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. Новый закон в большей степени отражает экономические и социальные реалии современной ситуации в России.
2. Финансы. Финансовое регулирование — это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--