Контрольная работа: Информационная среда библиотеки
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Состав и свойства информационных ресурсов………………………………6
2. Государственная система научно-технической информации……………..10
3. Универсальные библиографические информационные ресурсы…………13
4. Сводные каталоги. Общая характеристика и типология. Методика составления сводных каталогов………………………………………………...23
5. Возможности доступа к электронным информационным ресурсам….….34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………….40
Введение
В конце 1990-х гг. возникли, наконец, предпосылки для формирования новой парадигмы, которая открыла информационно-технологический этап в развитии отечественной теории библиографии.
В отличие от предыдущего этапа, где движущей силой была теоретическая мысль, очищающая профессиональное сознание от догматического застоя, теперь источником преобразований, требующих осмысления, стала библиографическая практика, интенсивно осваивавшая новые информационные технологии.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на повестку дня была поставлена информатизация библиографии, что диктовалось стремительной экспансией электронной коммуникации. Появились основания для того, чтобы говорить о переходе от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, от книжной культуры к культуре мультимедийной, от индустриального к постиндустриальному информационному обществу.
Среди факторов, наиболее ощутимо влияющих на настоящее и будущее библиографии, следует отметить качественные изменения информационных ресурсов в плане их доступности и удобства использования, и в том числе:
♦ совмещение библиотечных каталогов и библиографических картотек в рамках единых электронных информационных систем;
♦ переход от представлений об СБА как аппарате конкретной библиотеки к представлениям о путеводителях по мировым информационным ресурсам;
♦ совмещение (благодаря появлению комплексных документальных — библиографических и полнотекстовых — БД) двух контуров обслуживания — библиотечного и библиографического;
♦ приближение информации к месту проживания или работы читателя, возможность получения информационных услуг путем обращения в виртуальные библиотеки.
Одновременно возникает и целый ряд новых проблем, связанных с качеством электронных документов и ответственностью их создателей за объективность и достоверность распространяемой информации, со сложностью ориентации в информационных ресурсах, состав которых быстро меняется, с необходимостью обеспечения совместимости информационной продукции, создаваемой различными учреждениями многих стран, в рамках совокупных ресурсов общества.
Библиографоведению предстоит осмыслить место и функции библиографирования и библиографического обслуживания в преобразующейся системе социальных коммуникаций, осознать, что из накопленного опыта получит развитие, а что примет совсем иные формы. Однако пока что теория библиографии, занятая познанием своей сущности, оказалась в стороне от преобразований, столь важных для библиографической практики.
Таким образом, целью исследования является изучение информационной среды библиотеки.
Задачи курсовой работы можно определить следующим образом:
1. Изучить состав и свойства информационных ресурсов
2. Рассмотреть государственную систему научно-технической информации
3. Раскрыть сущность универсальных библиографических информационных ресурсов
4. Отразить понятие сводных каталогов и методику их составления
5. Выявить возможности доступа к электронным информационным ресурсам
Таким образом, предметом исследования выступает современное развитие библиографии и библиотечного дела в России. Объект исследования - информационная среда библиотеки.
Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы.
Проблематика исследования заключается в том, что современная теория библиографии в долгу перед библиографической практикой. Информационно-технологическая парадигма, востребованная в социальной коммуникации, пока не имеет добротного содержания. Наполнение ее законами, концепциями, методологическими принципами, практическими следствиями и рекомендациями — актуальная задача практиков-новаторов и нового поколения библиографоведов-теоретиков. Отправная база для этого существует: это научно-революционная парадигма 1970-1980-х гг. и историческое наследие более ранних периодов. Тем не менее, важно понимать, что времени для разработки и утверждения новой парадигмы библиографии осталось очень мало — существует опасность, что профессия библиотекаря-библиографа станет таким же анахронизмом, как античное ремесло библиографа-переписчика книг.
1. Состав и свойства информационных ресурсов
Ресурсы — это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы (ИР) — имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. ИР являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим — финансовым, сырьевым, материально-техническим.[1 ]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--