Контрольная работа: Исторические песни XVII века, их место в фольклоре
План
Введение
1. Исторические песни
2. Отношение народа к самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне
3. Связь с трагедией А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Заключение
Список литературы
Введение
Литература – это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства – устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы.
В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как к ценному источнику изучения жизни, быта, художественной культуры народа. Издай ряд сборников по различным жанрам устного народного творчества, публикуются новые материалы и исследования, посвященные актуальным проблемам современной фольклористики.
Слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание». Фольклор – это международный термин. Некоторые исследователи понимают под этим термином совокупность всей духовной и материальной культуры народа: поэзию, музыку, танцы, песни, художественные промыслы, а также народные обычаи, приметы и верования.
Фольклор – предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы – хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества – театроведы, народное декоративно-прикладное искусство – искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее.
Яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир предстает перед нами, когда мы начинаем знакомиться с произведениями фольклора, припадаем к роднику народной поэзии и песни. Это мир, полный удивительных, необыкновенных, поэтичных событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло, в котором торжествует правда, справедливость, красота. Каждый, кто впервые открывает для себя прекрасную, немного загадочную и вечно влекущую к себе страну народной поэзии, становится необычайно «богатым» человеком, без меры одаренным драгоценными сокровищами острого народного ума, яркой и колоритной народной речи.
Особое место в фольклоре занимают исторические песни, события которых посвящены реальным лицам и реальным историческим событиям. Идеи и образы народных исторических песен, через призму их изучения входят в наше сознание, становятся частью нашей культуры. Говоря о месте исторических песен в фольклоре, следует выделить его особенность. Историческая песня может быть воспринята лишь в условиях непосредственного исполнения. Дело в том, что каждый народный певец в момент исполнения ориентируется на вполне определенную и реальную аудиторию, будь то один человек или целая группа людей. Он чутко прислушивается к тому, как аудитория реагирует на те или иные фрагменты произведения, и в зависимости от этого часто на ходу импровизирует: подробно развивает один мотив, образ, эпизод, вскользь упоминает о другом и полностью опускает третий. Важно отметить, что фольклор рождается и живет в процессе активного, непосредственного соучастия слушателей в творческом процессе, их сопереживания исполнителю. Эта активность восприятия и делает фольклор искусством живой импровизации, способствует изменению содержания произведений, появлению новых вариантов песен, сказок, былин и т.д.
В данной работе мы рассмотрим исторические песни, занимающие огромное место в фольклоре.
1. Исторические песни
Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возникали по поводу важных явлений в истории народа – таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. В устной традиции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто «песнями» или, как былины, «старинами».
Воспроизведение действительности в исторических песнях отличается некоторыми особенностями. Наряду с исторически верным отражением событий, Отдельные явления общественной и политической жизни изображаются в этих произведениях не так, как они происходили на самом деле, а так, как они представлялись воображению народа. Поэтому в исторических песнях всегда необходимо иметь в виду соотношение вымысла, народной фантазии и реальных, действительных фактов, послуживших основой для создания песен. Народ стремился за отдельным историческим фактом увидеть общие закономерности, основные коллизии эпохи. Вот почему тот или иной конкретный факт истории в народном творчестве мог подвергнуться изменению, вступить в соединение с художественным вымыслом.
Своеобразие исторических песен заключается не только в характере изображения действительности, но и в оценке ими отдельных событий, явлений, исторических деятелей. Речь при этом идет об отношении к ним как народа в целом, так и определенных социальных групп.
Не исключается в исторических песнях наличие общенародных представлений, идеалов, настроений, симпатий и антипатий. Освободительные движения, восстания трудящихся масс против угнетателей, против царя, князей и бояр, помещиков, войны с иноземными захватчиками за национальную независимость неизменно находили сочувственный отклик в народе, вызывали общие для всех социальных групп и классов трудового народа чувства и переживания.
Возникновение русской исторической песни относится к XIII–XIV векам. Естественно, что на первых этапах своего развития она испытала на себе влияние смежных жанров: былин и народных баллад. Особенно сильным и плодотворным было воздействие художественных традиций героического эпоса, который на протяжении длительного времени был основным жанром историко-песенного фольклора. Не последнюю роль в становлении жанра исторической песни сыграли поэтические традиции лирических песен, народных причитаний и сказок.
Период расцвета исторических песен – XVI, XVII и XVIII вв. В это время образовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческая песня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и как солдатская, которая постепенно сделалась основной.
В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песнях возникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другие несоответствия.
Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное – историческое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое сознание.
По сравнению с былинами историческим песням свойственна более строгая историческая точность. Их персонажи – конкретные, реально существовавшие деятели истории, а рядом с ними – простой пушкарь, солдат или «народ». Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обычные люди с их психологией и переживаниями.
Как и в былинах, в исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Однако песни лаконичнее былин, их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В композиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Манера исполнения исторических песен также отличается от былинной: чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию. Стих исторических песен, как и былин, акцентный, но короче (обычно двухударный). С середины XVIII в. в городской и солдатской среде появились исторические песни с литературными признаками: с чередованием рифм и силлабо-тоническим стихосложением; а в XIX в. песни с историческим содержанием стали распеваться как походные, под шаг солдатского строя (чему соответствовали двусложный размер, рифмовка, четкое отделение строк друг от друга).
Распространялись исторические песни более всего в тех местах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. (записи для Р. Джемса) и записывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизированы (вместе с былинами) в собрании П.В. Киреевского.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--