Контрольная работа: История развития мировой политической мысли
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских теорий.
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений и процессов.
Политическая мысль Древнего Востока и Античности
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия). Главенствующее место в политическом сознании занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII – VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.
Собственно политические теории возникают в VI-IV вв. до н. э. в рамках китайской общественной мысли, а у истоков стояли известные китайские философы Лао-цзы (579-499 гг. до н.э.) , Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Мо–цзы (480 – 400 гг. до н.э.).
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленнойего учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (" сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правительству, в послушании и почтительности ко всем "старшим". ПолитическаяэтикаКонфуциявцелом направлена на достижениевнутреннегомира между верхами и низами общества и стабилизации правления.
Конфуцианство (а с IVв.н.э. – неокунфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и других странах.
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда не только обусловило рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но создало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть. Эта борьба нашла отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции.
Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Платон был объективным идеалистом. Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
Так, в "Государстве" его идеальное общество состоит из трех сословий: правителей –философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление философов-мудрецов: именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества.
Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о пяти видах государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю, дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это тимократия. Такое государство будет вечно воевать.
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства – в результате скопления значительного богатства у частных лиц – приводит к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. У неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.
В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода) , губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу и злоупотреблению последним. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как "ставленник народа". Тирания наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол, насилие.
Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: "Платон мне друг, но больший друг – истина".Аристотель – один из самых универсальных мыслителей в истории. К сожалению, многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как "Политика", "Афинская полития", "Этика".
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представлений о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собой все остальные общения.
Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные (см. схему 4) В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при которой преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие, Неправильной – такую форму, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонения от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия.
Однако, если Платон искал идеальное устройство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.
Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Тулий Цицерон ( 106 – 43 до н.э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писанного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идей "правового государства". Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.
Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
В средние века (V – XV века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Иисуса Христа: "Отдайте кесарю кесарево, а Богу богово".
Наиболее развитую концепцию средневекового отношения к политике сформулировал один из самых крупных и авторитетных мыслителей христианства - епископ Августин Аврелий (354 – 430 гг.) в своем знаменитом трактате "О граде Божьем".
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство – это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее свой целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--