Контрольная работа: Изучение индивидуальных особенностей самосознания личности
Введение
Проблема самосознания личности подразумевает как проблему определения элементов, так и проблему их экспериментального изучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что …. (роль сферы самосознания в процессе развития личности и ее жизнедеятельности).
«Самосознание – форма психического отражения, которая представляет собой осознанное человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей».
«Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития». [Ю.Б. Гиппенрейтер].
«Самосознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе». [С.И. Ожегов «Словарь русского языка»].
«Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием». [Кон И.С.].
«Самосознание – это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям» [Г.А. Урунтаева].
«Самосознание, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения».
«В структуре самосознания выделяют три взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование личности».
Самосознание всегда расшифровывается некоторым образом как умение смотреть на себя как бы со стороны, то есть глазами другого человека, как умение контролировать свои собственные действия под углом зрения внутренней логики активной деятельности, согласующейся с формой предмета деятельности.
Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка кажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включить защитные механизмы, вытеснить эти неблагоприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Цель исследования: выведение индивидуальных особенностей самосознания личности А.
Объект : самосознание личности: его структурные элементы; когнитивный (содержательный), аффективный (оценочный) и конактивный (поведенческий).
Предмет: индивидуальные особенности структурных элементов самосознания и их взаимосвязи.
Метод: тестирование, опрос, анализ результатов исследования.
Глава 1.
1. Измерение самооценки. (Пейсахов).
А) Обобщенное представление «Я-идеальное»
Б) Обобщенное представление «Я-реальное»
В) Сопоставление между собой.
Г) «Я-идеальное» и «Я-реальное» в общении.
В этом тесте мне предлагалось выбрать из предложенных характеристик личности те, которые, по моему мнению, подходят мне, «Я-реальное». Затем предлагалось проделать тоже самое для описания «Я-идеальное». Все предложенные характеристики были поделены на четыре подгруппы: общение, поведение, познание, переживание. В каждой из подгрупп было по 20 характеристик. После проведения теста результаты «Я-реальное» и «Я-идеальное» сравниваются.
А) «Я-идеальное». Испытуемый видит в своем «Я-идеальном» в сфере межличностных отношений такие качества как коллективизм, чуткость, обаятельность и требовательность. В сфере деятельности познания – скорость, собранность, точность, находчивость. В сфере переживаний (чувств) – бодрость, жизнерадостность, счастье, уравновешенность.
Б) «Я-реальное». В межличностных отношениях присутствуют такие качества как заботливость, отзывчивость, сочувствие, приветливость. В поведении – добродушие, порядочность, честность, добросовестность.
В сфере переживаний (чувств) качества полностью совпадают.
В) При сопоставлении двух портретов можно выделить следующие закономерности «Идеальному Я» испытуемого не хватает откровенности, умения соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач, строгости и самокритичности.
Г) В сфере межличностных отношений испытуемый в «Я-идеальном» выделяет такие качества как коллективизм, искренность и требовательность; в «Я-реальном» – вежливость, заботливость, сочувствие. Качества, которые выделяет испытуемый в «Я-идеальном» и «Я-реальном» очень противоположны – это может говорить о желании измениться.
Глава 2.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--