Контрольная работа: Харизма и ее роль в политике

специальность «Правоведение»

(сокращенная форма обучения)

группа А

Тихонюк Виктория Сергеевна

Проверил:

доцент

Скакун Евгений Всеволодович

Брест, 20 1 0

Содержание

1. Становление Четвертой республики. Конституция 1946г. ………3

2. Пятая республика. Конституция 1958 г.…………………………..6

3. Новации в гражданском и уголовном праве ………………………9

Заключение …………………………………………………………...18

Литература ……………………………………………………………19

Становление Четвертой республики. Конституция 1946 г.

Борьбу с нацистскими оккупантами во Франции вели социалисты, коммунисты, республиканцы, радикалы, духовенство. Большой вклад в освобождение страны внес комитет «Сражающаяся Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем. Эти силы объединились в Националь­ный совет сопротивления. Осенью 1944 года Франция была освобождена от оккупантов. После окончания войны развернулась острая политическая борьба вокруг вопроса о будущем государственном устройстве Франции.

Первый проект послевоенной Конституции Четвертой республики , выработанный Учредительным собранием страны, предусматривал однопа­латный парламент и сильное ограничение власти президента. Как излишне леворадикальный, «коммунистический» он был отклонен после референдума весной 1946 года. Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 года. Итог голосования: 9 млн 297 тыс. – «за»; 8 млн 165 тыс. – «против». Конституция Четвертой республики вступила в силу. [1, с. 299]

Этой конституции была предпослана обстоятельная преамбула , в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 года, преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время.

Конституция 1946 года юридически оформила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального с обрания . Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования законодательных полномочий кому-либо, определялась сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т.д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.

Прези­дент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял семь лет. Он избирался парламентом и мог быть переиз­бран повторно. Однако реальным главой государства в Четвертой республике президент так и не стал. Всякий его акт нуждался в подписи соответствующего министра (контрасигнатура). В Четвертой республике, таким образом, сохранялась прежняя традиция избирать на пост президента политиков – «марионеток».

Совет министров осуще­ствлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.

Особенность Конституции 1946 года заключалась в ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики , поскольку право принимать зако­ны было предоставлено лишь Национальному собранию.

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1951 году было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропор­ционального представительства и введена мажоритарная система вы­боров, а Совету республики были предоставлены почти все права и пол­номочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. В 1954 году была проведена конституционная реформа,расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была несколько усилена за счет получения им некоторой независимости от парламента.

Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 году прекратило «грязную войну» во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.

Экономический подъем 1952–1957 годов усилил процесс концентрации производства и капитала, а также развитие государственно-монопо-листического капитализма. Крупные концерны все настойчивее требовали пересмотра конституции. Продолжалась война в Алжире, ответственность за поражения реакция возлагала на «прогнивший парламентский режим». В стране возникла реальная угроза фашизма и гражданской войны. В апреле-мае 1958 года во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подав­ления национально-освободительного движения в Алжире. Это и по­служило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 года. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 года были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. [1, с. 304]

Пятая республика. Конституция 1958 г.

Проект Конституции Пятой республики был одобрен абсолютным большинством избирателей на об­щенациональном референдуме 28 октября 1958 года. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение.Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» главная роль отводится не парламенту, как было в предыдущей конституции, а президенту.

В ст. 5 Конституции 1958 года указывается, что президент обеспечивает своим арбитражем нор­мальное функционирование государственных органов. Он – глава государства и глава исполнительной власти . Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра. По представлению премьер-министра президент формирует Совет министров. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть – требуетконтрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент – все эти акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано. С 1962 года президент стал избираться не­посредственно избирателями, что еще больше укрепило его не­зависимость от других конституционных институтов Пятой французской республики. С 2000 года срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет.[2, с. 286]

Премьер-министр, по Конституции, является вторым лицом государства, обеспечивающим испол­нение законов и руководство Советом министров. Правительство подотчетно парламенту, оно издает ордонансы и декреты, подписываемые президентом. В Новейшее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции. Это означает отход от доктрины «жесткого голлизма», когда президент единолично возглавлял иерархию государственных органов страны, в настоящее время он делит исполнительную власть с премьером.

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это, в отличие от Конституции 1946 года, позволяет поддерживать систему внутрипарламентских противовесов. [2, с. 288]

По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Францииисполняетроль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нор­мативными актами исполнительной власти.

Таким образом, Консти­туция 1958 года в отличие от парламентского режима 1946 года, установила форму правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республики («республика смешанного типа»), но очевидно, что доминируют последние.

Сравнение структурного содержания двух конституций, принятых в одной и той же стране с небольшим перерывом в 12 лет (1946 - 1958).

Конституция Франции 1946 года Конституция Франции 1958 года
Преамбула Преамбула
1. О суверенитете 1. О суверенитете
2. Парламент 2. Президент республики
3. Об экономическом Совете 3. Правительство
4. О дипломатических органах 4. Парламент
5. О Президенте 5. Об отношениях между Парламентом и Правительством
6. О Совете Министров 6. О международных договорах и соглашениях
7. Об уголовной ответственности министров 7. Конституционный Совет
8. О Французском Союзе 8. О судебной власти
9. О высшем Совете магистратуры 9. Высокая палата правосудия
10. О пересмотре конституции 10. Об уголовной ответственности членов Правительства
11. Переходное постановление 11. Экономический и социальный совет
(Всего 206 статей) 12. О территориальных коллективах
13. О Сообществе
14. Соглашение об объединении
15. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе (раздел включен в 1992 г.)
16. О пересмотре Конституции
17. Переходные положения
(Всего 93 статьи)

По первой конституции наиболее важным органом в системе государственного механизма был Парламент. Франция была парламентарной республикой. Парламент избирал Президента, образовывал правительство и его место в конституции, как и в иерархии органов, было соответствующим – раздел II «Парламент».

По второй конституции 1958 г. на первое место в политической жизни вышел Президент и, соответственно, раздел о президенте в новой конституции занял место, которое ранее занимал Парламент, а Парламент стал ниже Правительства.[3 с. 300]

Новации в гражданском и уголовном праве

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 236
Бесплатно скачать Контрольная работа: Харизма и ее роль в политике