Контрольная работа: Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ: ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Симферополь 2010


1. ОНТОГЕНЕЗ И ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРАГРАФ 1. ПОНЯТИЯ: «ВОСПИТАНИЕ», «НАУЧЕНИЕ», «ОБРАЗОВАНИЕ»

художественное эстетическое воспитание онтогенез

Человек является одной из сложнейших систем мироздания. Сложность его детерминирована сопряжением биологического, социального и культурного начал, которые вне человека в «чистом» виде чаще противопоставляются, нежели взаимодействуют. Человеку дана лишь возможность стать человеком, подлинную человеческую сущность каждый индивид обретает в процессе целенаправленной деятельности окружающих (и его самого), способствующей его социализации и культурации.

Очеловечивание человека есть педагогическая деятельность в широком смысле слова. Отсутствие у человека, в отличие от животных, генетически наследуемой программы поведения обусловило необходимость появления на начальной стадии культурогенеза социального института «Учитель. Функция системы «Учитель» заключалась не только в «хранении» культурного наследия, но и в его передаче каждому новому поколению.

Человек и творит культуру, и творим ею. Творит в процессе деятельности, видовое строение которой детерминирует развитие соответствующих культурных потребностей, способностей, умений , необходимых и достаточных механизмов осуществления деятельности. Создаваемые человеком предметы культуры, обретая «собственное бытие», становятся объективированными субъектами, несущими человеческий смысл и человеческое содержание. В процессе культурации человечество «изобрело» соответствующие «технологии», способствующие формированию и развитию культурных потребностей, культурных способностей, культурных умений индивида: воспитание, научение, образование.

Воспитание является древнейшим культурным механизмом посредством которого происходит приобщение человека к Роду человеческому. Используется в более расширительном толковании - «выращивать» и указывающее на связь с процессами рождения, питания, роста, имеет, на наш взгляд, глубокий смысл и выявляет сущность современного значения понятия «воспитание». Именно воспитание, как «питание» индивида духовной «пищей», обусловливает рождение и взращивание подлинно человеческого в человеке.

Так, воспитание - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. И в этом его принципиальное отличие и «от образования как процесса передачи знаний, и от научения как способа передачи умений» .

Основная функция воспитания, как культурной «технологии», - формирование у индивида ценностного отношения, развитие ценностного сознания, обретение им ценностной ориентации посредством выстраивания ценностной иерархии. Отсюда один и тот же предмет («носитель ценности») может иметь (и имеет) разную ценность для разных людей. Вырабатывая ценностные ориентиры, человек обретает личностные смыслы своей деятельности.

Художественные ценности вырабатываются в результате общения индивида с искусством, а нравственные - в общении со значимыми другими и собственных нравственных поисков; эстетические ценности не могут быть выработаны в антиэстетической среде, а социально-политические - вне участия в общественной жизни и т. д., и т. п.

Человек проявляет свои субъектные качества, если он активен , если его активность носит сознательный характер, если он, выбирая цель и средства своей деятельности свободен в этом выборе. Только наличие свободного выбора позволяет оценивать действия человека с нравственных позиций , а отсутствие такового лишает его (человека) субъектности и возможности нравственного развития. Свобода выбора не позволяет поведению человека быть полностью предсказуемым.

Это положение должно быть основной методологической установкой деятельности учителя в школе. Лишая своих подопечных возможности свободно выбирать цель и средства деятельности, учитель низводит ребенка с позиции субъекта на позицию объекта, которым можно управлять и манипулировать , но нельзя воспитывать , ибо объект не способен вырабатывать ценностные ориентации. Это не означает, что в реальной школьной жизни ребенок всегда должен оставаться на позиции субъекта, это лишь означает то, что, во-первых, приобщаться к ценностям человечества может только субъект, и, во вторых, - в школе должны диалектически взаимодействовать ситуации, в которых ребенок и субъект своего действия, и объект воздействия взрослого.

Духовное общение - идеальная модель воспитательного процесса. Оно предполагает принципиальное равенство общающихся, которые являются собеседниками, соучастниками общего дела. В общении человек активен, ибо затрагиваются все «этажи» его психики: интеллектуальная и эмоциональная сферы действуют слаженно и взаимодополнительно. Кроме того, в общении необходима работа такого творческого механизма психики, как интуиция, общение невозможно без проявления эмпатии и симпатии. Подлинный смысл общения - необходимое условие формирования и сохранения человека . Поэтому в общении происходит увеличение, обогащение, расширение исходной информации.

Школа является одним из важнейших социальных институтов приобщения ребенка к миру ценностей культуры. И, несомненно, что в школе должны быть представлены все типы общения, выработанные в ходе кулътурогенеза: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный. Выстраивание иерархии потребностей - одна из задач воспитания. Но, как известно, потребности формируются и развиваются в процессе деятельности. Материально-практическое общение развивает социальные потребности, ибо в процессе его осознается необходимость взаимодействия с другим человеком, возникает специальная установка к готовности согласования своего поведения с поведением партнера, проявляющаяся в стремлении к сотрудничеству, содружеству, соратничеству и развивается способность взаимопонимания. К сожалению, в современной школе общение, как вид деятельности ученика, оказалось на периферии школьной жизни.

Воспитание, как культурная технология, возникает в глубокой древности. В первобытном обществе оно не выделяется в отдельную форму педагогического воздействия и осуществляется преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Община являлась совокупным воспитателем, все дети воспитывались одинаково, различие определялось лишь их полом: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности, а девочек - к женским.

В онтогенезе воспитание, с одной стороны, изоморфно филогенезу, с другой - детерминировано самим ходом онтогенетического развития. Общая закономерность заключается в том, что на ранних этапах онтогенеза воспитатель преимущественно опирается на внешние воздействия, силу авторитета. При этом ребенок с готовностью принимает нормы, обладающие ценностью для него как образцы взрослого поведения , потому, что они исходят от значимых других. Так, на ранней стадии онтогенеза формируется потребность ребенка в общении, и развиваются такие психологические механизмы как симпатия, эмпатия, сопереживание ; зарождается способность любить. Начало школьной жизни связано с формированием потребности трудиться и, соответственно, с осознанием ценности знаний, добытых собственным трудом. В период полового созревания вырабатывается ценностное самоосознание подростка, определения им смысла своего существования. В этом периоде развития потребность в самовоспитании, проективно обозначенная в детстве, становится способностью к саморефлексии, самоформированию, самостроительству личности.

Окончание школы или вуза знаменует наступление нового этапа онтогенеза, в котором внутренние силы личности определяют направленность ее развития. Внешние силы могут лишь корректировать «траекторию» жизненного пути, но не определять ее.

Как и воспитание, научение - древнейшая культурная технология. Процесс научения всегда индивидуален, «он требует всемерного учета личностных свойств, установок, структуры способностей, характера сознания, свободной активности воли обучающегося». Научение всегда происходит в общении и порою настолько тесно связано с воспитанием , что по существу становиться единым нерасчлененным процессом.

В процессе научения необходимо соблюдение «золотого правила воспитания »: ребенку надо сначала дать возможность сориентироваться, осознать, понять, а затем он сам начинает действовать. Таким образом, научение требует создания условий, при которых сам ребенок активно заинтересован обучаться у взрослого, т. е., проявлять себя субъектом деятельности.

Самой «молодой» культурной технологией является образование. Понятие «образование» имеет широкий спектр обозначений. Цели и задачи образования, детерминированные потребностью культуры в том или ином типе личности, определяют педагогическую интерпретацию данного понятия. В современном философском словаре образование определяется как «процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний». В 80-е годы (в период бурного процесса перестройки школы) в организационно-деятельностных играх на образовательные темы были рождены новые определения понятия:

- «Образование - это обучение, создающее целостный образ мира и себя как части мира».

- «Образование - это обучение способностям понимать, развивать себя».

Обратим внимание, что в этих определениях «образование» и «обучение» являются синонимами , что подчеркивает основную функцию образования как культурной технологии передачи знаний подрастающим поколениям.

Понятие «образование» в отличие от понятия «воспитание» долгое время не применялось в педагогике, Первым, сделавшим слово «образование» устойчивым педагогическим термином, был Песталоцци.

Существенные особенности наук, изучающих каждую грань человеческого бытия - естественных, общественных и культурологических, - постигающих человека в его целостности - гуманитарных, - отвечающих потребности человечества в познании закономерностей, общих для всех форм бытия - философия, математика - обусловили в каждой группе наук и специфику познавательных процессов.

Научные знания, будучи по природе своей объективно-истинными, обращены к безличному адресату и предлагаются для усвоения императивно, в отличие, например, от восприятия художественных произведений. Одним (но не единственным) из определяющих условий усвоения научных знаний является степень подготовленности ученика к восприятию данного научного текста. Передача научных знаний может осуществляться и без участия учителя, с помощью технических средств обучения. В психике усваивающего научную информацию активно работает механизм абстрактно-логического мышления.

Между тем, как было сказано ранее, процесс усвоения знаний разных групп наук имеет свои особенности. Гуманитарные знания, обращенные к познанию-пониманию человеческой индивидуальности как целостного единства в человеке общего, особенного и единичного, требуют и особого метода их. Предмет гуманитарных наук, в отличие от предмета естественных наук, не поддается объяснению , а только пониманию. Гуманитарные тексты требуют не только их изучения, но и интерпретации.

Как известно, в современной системе школьного образования преобладают предметы естественно-математического цикла. При этом остается за «скобками» учебного процесса личность учащегося, не исследуется проблема развития его познавательных потребностей.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 140
Бесплатно скачать Контрольная работа: Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты