Контрольная работа: Конструирование и использование показателей в исследовании систем управления
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»
3. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.
Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.
Оценки могут быть различными. Можно выделить оценки программно-тестовые и экспертные. Первые очень широко используются в настоящее время, когда существует компьютерная техника, открывающая в этом отношении очень большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание первого и второго.
Целью моей работы является изучение формирования и применения показателей. Основные задачи, при этом, можно выделить следующие: изучение понятия и роли показателей и оценок, их формирования, способы измерений и оценок, а также возможность использования показателей в различных сферах управленческой деятельности.
1. ПОНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
Практически ни в одной сфере человеческой деятельности невозможно обойтись без измерения. Тем более невозможно представить себе науку без измерения. Об этом говорит афоризм известного физика прошлого века Уильяма Томсона (лорда Кельвин) :
"Если вы в состоянии измерить и выразить то, о чем вы говорите, в числах, то вы кое-что об этом знаете, но если вы не можете измерить это и выразить в числах, ваши знания скудны и неудовлетворительны".
Несмотря на некоторую категоричность, эта мысль заслуживает самого серьезного внимания. В заостренной форме в афоризме выражена идея о необходимости изучения предмета с количественной стороны.
Кельвин одним из первых начал говорить о важности измерения в процессе человеческого познания, о том что любая теория начинается прежде всего с измерения.
Этот принцип нашел подтверждение, прежде всего в так называемых точных науках, таких как физика, математика, химия. Измерение в таких науках как экономика, социология, психология, история стали появляться позднее и всегда вызывали много споров. Вплоть до нашего времени многие специалисты отрицают саму возможность измерения в этих областях.
Однако такая точка зрения противоречит общему ходу человеческого познания, в котором неизбежно сочетаются количественные и качественные характеристики. Качество и количество суть неотъемлемые характеристики объектов и явлений окружающего нас мира, поэтому при познании этих объектов человек всегда прибегает и к качественным, и к количественным характеристикам. Только количественного или только качественного описания будет явно недостаточно для полного описания объекта, независимо от природы этого объекта.
Поэтому и любая область человеческих знаний, по видимому, должна органично сочетать качественный и количественный подход к предмету своего исследования. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к тому, что знания человека в этой области будут недостаточно полными. Чрезмерное увлечение количественными характеристиками приводит к потери связи модели и реального объекта, когда за обилием формул теряется физический (экономический, социальный и т.п.) смысл модели. Напротив, полный отказ от использования количественных методов приведет к тому, что в результате исследования будет получено размытое и противоречивое словесное описание, ничего конкретно не объясняющее, практическое использование которого невозможно. Исследователь любого объекта или явления независимо от его природы, будь-то химическая реакция, физический процесс, неизвестный объект материального мира, экономические, социальные или политические процессы в обществе, должен суметь найти оптимальное сочетание количественных и качественных характеристик, которое позволит всесторонне изучить объект исследования.
Общие закономерности измерений изучаются в рамках теории измерений .
Объектами измерений являются свойства или качества определенного объекта. Вес, цвет, умственные способности - это типичные примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову "свойство".
Свойства существуют только в связи с реальными объектами, такими, как физические тела, электромагнитные волны, люди и организации.
Таким образом, измерение заключается в количественном, численном выражении определенных свойств, качеств объекта .
Некоторые свойства объекта имеют непосредственно количественное выражение, это так называемые количественные признаки . Количественными признаками являются, например, возраст человека, который может быть точно выражен числом лет, число работников предприятия, объем реализации в натуральном или денежном выражении и т.п.
Качественные признаки не могут быть непосредственно выражены числами, поскольку отличаются друг от друга не количеством, а качественным содержанием. Как правило, качественный признак представляет собой достаточно сложный комплексный показатель, который может включать в себя множество признаков более низкого уровня иерархии, как количественных, так и качественных. Например, если для характеристики экономики данного государства, ввести признак "налоговый климат", то очевидно, что он будет складываться из множества количественных признаков: доля ВВП, изымаемая в виде налогов; общее количество налогов в государстве; распределение налогового бремени между производством и потреблением и т.д. Налоговый климат в стране характеризуется также и качественными признаками: имеющиеся льготы в налогообложении; общая направленность налоговой политики государства (фискальный характер налоговой политики, политика, стимулирующая производство, потребление, защищающая отечественного товаропроизводителя, направленная на привлечение инвестиций и т.д.); правовой культурой в области налоговых взаимоотношений и др.
2. ПОНЯТИЕ «ПОКАЗАТЕЛЬ»
Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--