Контрольная работа: Лоббизм как политический институт 2

По дисциплине: «политология»

Вариант: №7 «Лоббизм как политический институт»

Выполнил студент

Гр. Вт – 111АУ

Проверил преподаватель

2009г.

Оглавление

Введение 3

Эволюция лоббизма 7

Функции лоббизма 14

Типология лоббизма 16

Правовое регулирование лоббистской деятельности 18

Заключение 32

Список используемой литературы. 34

Введение

Лоббизм - слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке. Возможно, лоббизм вышел на авансцену жизни Нового Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столетия. Так это или нет, не доказано, но достоверно известно, что традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства У.С.Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу в гражданскую войну. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов отдыхали в вестибюле одной из гостиниц (англ. - lobby - вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету - выполнить обещание.2

Так термин "лоббирование" стал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной. Слово вошло в лексический фонд лишь в XX веке, впоследствии его заимствовали и другие страны.

Само слово "лоббизм" неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и теневой смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, он приобретает здесь сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям протекционизм, подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партийных интересах.

Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики "влияния" на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые "места" власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния "групп давления" на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан etc).

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно вывести закономерность: его больше там, где власть более реальна; это своего рода признак власти. Поэтому, считать, что лоббизм - давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок или так называемых групп давления, - значит, не понимать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные "группы давления" и есть фактическая власть не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений etc. В этом отличие от власти формальной - политических институтов и policy makers в их традиционном понимании - как лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в лучшем случае - олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закрепления, легитимации решений фактической власти4.

Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути являются. Лишь в "переходных" обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложились, относительно независима роль отдельной "самодостаточной" личности: (вождя, диктатора), и ощутимо влияние его харизмы.

Лоббизм, таким образом, не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической.

Конечно, лоббированием своих интересов занято и множество мелких либо маловлиятельных групп. Однако давление разного рода общественных организаций и объединенных граждан на власть, - к сожалению - "периферия" лоббизма, а стержнем же его является обеспечение принятия решений в интересах ведущих групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций.

Возможность граждан обращаться напрямую к властным органам де-юре, конечно, существует. Первая поправка к Конституции США гарантирует гражданам право обращаться к органам государственной власти с петициями об удовлетворении жалоб. Похожие положения есть в Конституции РФ, конституциях европейских стран. Однако де-факто в современных развитых государствах существует мощный бюрократический аппарат, который в действительности не позволяет реализовывать гражданам это право. Общеизвестно, что для того, чтобы добиться какого-либо результата необходимо пройти большое количество инстанций. Например, для получения каких-либо льгот человек должен предоставить определенное количество справок, на получение которых приходится тратить время. Далеко не каждый человек в состоянии все эти справки получить: зачастую, по крайней мере, в России, люди просто не знают о своих правах, о том, на какие льготы они могут претендовать.

Для упрощения процедуры представления интересов граждане объединяются в союзы, объединения, ассоциации и др. Эти организации занимаются представительством интересов общества. Процесс представления интересов общества называется лоббированием.

Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.

Эволюция лоббизма.

Термин "лоббизм" происходит от английского слова "lobby" - коридор, крытая площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке так называли место для прогулок в монастыре. Столетие спустя этим словом стали обозначать помещение для прогулок в английском парламенте. Свой политический оттенок это слово приобрело на 2 века позже причем в Америке. Лоббизм называют национальным спортом американцев, в этой стране самый развитый в мире институт лоббизма, поэтому кажется целесообразным рассмотреть эволюцию лоббизма именно в этом государстве. Лоббизм является частью политической жизни США со времени образования государства. Термин "лоббизм" стал употребляться в конце 1820-ых годов для определения групп интересов, которые пытались влиять на решения законодательной власти. Уже к 1830-ым годам лоббизм стал неоспоримым фактом политической жизни США. Особенно четко лоббизм, как вид политической деятельности, обозначился в 1860-ые годы, во время президентства Улиса Симпсона Гранта, который по вечерам в холле одного из отелей собирался со своей командой, где его министры и сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и пожелания, давали обещания их выполнить. К 1930-ым годам, как отмечал политолог П. Херинг, более 5009 человек были задействованы в лоббистской деятельности. Большинство из них представляли интересы крупного бизнеса. В 1960-1970 годы была проведена реформа государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более открытым для общественности, дал больше прав рядовым членам Парламента. В Конгрессе образовалось больше комитетов, которые контролировались большим количеством групп интересов. Эти изменения позволили группам интересов эффективнее влиять на политическую жизнь США. Они были вызваны многими причинами и не в последнюю очередь, активной деятельностью лоббистов. Существенным толчком к образованию сильных лоббистских организаций стала Вьетнамская война. Вопрос о войне расколол членов Конгресса на две противоборствующие группировки: на тех, которые выступали за войну и на тех, кто выступал против войны. Противостояние в Конгрессе между этими группировками началось с мобилизации антивоенных сил. Антивоенная борьба лобби позволила создать основу для дальнейшего вмешательства во внешнюю политику США лоббистов. Также эта борьба повлияла на всех участников этого процесса, в частности была произведена реформа законодательной власти, описанная выше. Все эти изменения привели к росту числа и степени влияния групп интересов на органы государственной власти.

В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти. Факт создания профессионального союза лоббистов - показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт.

Для развития лоббизма в США есть несколько предпосылок в самой политической системе США:

1) Члены Конгресса независимы от президента в силу того, что между Конгрессом и правительством США не существует таких узаконенных связей, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента (например, в России таким типом связи можно считать право президента РФ в определенных случаях распускать Государственную Думу, президент США таким правом не обладает).

2) Американская двухпартийная система, сложившаяся помимо воли "отцов-основателей" государства, не предполагает жесткой партийной дисциплины. По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена. Члены Конгресса представляют прежде всего свой штат или округ, интересы которого в условиях современной рыночной экономики составляют интересы множества крупных и мелких групп, которые могут совпадать или не совпадать.

3) Стоит отметить, что в США не существует государственного финансирования выборов, то есть конгрессмену, предполагающему остаться в Капитолии еще на один срок, приходится думать об источниках финансирования предвыборной кампании, которыми могут стать те группы, интересы которых конгрессмен продвигает во время своей деятельности в Вашингтоне. Ныне действующий закон о федеральных избирательных кампаниях разрешает корпорациям, профсоюзам и другим организациям создавать специальные независимые фонды для сбора добровольных взносов с целью их дальнейшего использования на финансирование кампаний. Эти фонды, получившие название "комитеты политического действия" (КПД), оказывают большое влияние на деятельность Конгресса. В общей сумме финансовых средств, поступающих в предвыборные фонды, доля КПД колеблется в пределах 30%. 10

В Европе лоббизм развит в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, горная промышленность и металлургия. До 1987 года лоббизм имел национальный характер, лоббистские усилия были направлены на лоббирование национальных государственных органов. В последние годы появились организации, как Европейская ассоциация потребителей, представляющие интересы всех европейцев. Если раньше лоббизм был направлен на Совет министров, то теперь объектом лоббирования является Европейский парламент. В 1970 году лоббистских организаций в Европе было около 300, к 1980 году это число увеличилось до 440. К середине 1980-ых годов таких организаций было уже около 659, а лоббистов уже около 6 000 человек. Однако настоящий взрыв европейского лоббизма случился после 1987 года. По различным оценкам, от 3 до 10 тысяч лоббистов работали в Брюсселе с 1987 по 2001 год. В 1996 году в Брюсселе в этом году работало:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 312
Бесплатно скачать Контрольная работа: Лоббизм как политический институт 2