Контрольная работа: Менеджмент: сущность, предпосылки, современные концепции
Содержание
Истоки термина «менеджмент»
Предпосылки возникновения менеджмента
Современные концепции управления
Истоки термина «менеджмент»
Термин «менеджмент» прочно утвердился в общественном сознании. Он звучит с экранов телевизоров, по радио, со страниц журналов и газет. Им обозначают самые разные виды деятельности, а менеджерами порой называют представителей различных профессий, многие из которых не имеют к данному понятию никакого отношения.
К сожалению, как справедливо отмечает ряд авторов, период конца ХХ — начала ХХI века был ознаменован активным засорением русского языка потоком иностранных слов, которые вытесняют отечественные аналоги терминов и вносят путаницу в определение их сущности и содержания.
Термин «менеджмент» имеет специфическое американское происхождение и на русский язык дословно не переводится. Более того, на первых порах им обозначали умение управлять лошадьми, а менеджерами соответственно называли тех, кто осуществляет этот процесс. Однако в дальнейшем смысл существенно изменился. Так:
- Оксфордский словарь трактует менеджмент как административные навыки и искусство управления, способ общения с людьми;
- словарь У. Коллинза под менеджментом предлагает понимать процесс управления и людей, его осуществляющих;
- в ряде американских учебников по курсу менеджмента он определяется как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Можно проанализировать и ряд других источников. Однако все они, в той или иной мере, отождествляют менеджмент с управлением. Естественно, возникает вопрос, почему же в таком случае у нас в стране не используют этот давно известный и глубоко укоренившийся термин и упорно пытаются насаждать новое и не всем известное слово. Чтобы понять это, нужно выяснить, как соотносятся между собой эти категории. Дело в том, что «управление» и «менеджмент» не одно и то же. Известно, что управление может осуществляться в самых разных сферах, и объекты управленческого воздействия могут существенно различаться. Как правило, выделяют три основных сферы управленческой деятельности:
Естественно, в первых двух случаях речь о менеджменте не идёт. Как правило, менеджерами называют тех, кто управляет людьми. Вместе с тем и здесь не всё однозначно и мнения различных авторов расходятся.
Проблема в том, что управлять людьми можно на разных уровнях. Можно управлять людьми на уровне государства и (или) муниципальных образований, принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты. Вторым уровнем можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.
Это деление и порождает дискуссии. Ряд специалистов в области управления считают, что управление государством и муниципальными образованиями представляет собой самостоятельную сферу управленческой деятельности — сферу «государственного
- управление техническими механизмами (к примеру, автомобилем, самолётом, станком и т.д.);
- управление биологическими системами (обратите внимание на человеческий организм как объект управления);
- управление социально-экономическими системами, или, проще говоря, управление людьми.
По их мнению, менеджментом следует считать процесс управления предприятием и аналогичными хозяйственными и нехозяйственными организациями.
Их оппоненты считают, что менеджмент — это более широкое понятие, и фактически отождествляют его с управлением всеми социально-экономическими системами. В ряде источников приводятся размышления о менеджменте государственных структур и муниципальных образований.
Сторонники обеих позиций приводят аргументы в обоснование собственной точки зрения и ссылаются на официальные источники. Так, приверженцы того, что менеджмент — это процесс управления хозяйственной организацией, указывают на наличие соответствующей специальности («Менеджмент организации») в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации.
Сторонники отождествления государственного и муниципального управления с менеджментом также ссылаются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, но указывают на то, что он предусматривает присвоение специалистам в области «Государственного и муниципального управления» квалификации «Менеджер».
Естественно, каждая точка зрения заслуживает уважения, однако лучше придерживаться первой позиции и рассматривать менеджмент как процесс управления предприятием.
Менеджмент — это наука о принципах, методах и средствах управления организацией в целях повышения эффективности её функционирования и осуществления предпринимательской деятельности.
Очень часто в научной литературе разворачиваются дискуссии о менеджменте как науке и искусстве, о том, что же он представляет собой на самом деле. Размышления на эту тему приводят к выводу о том, что противопоставление науки и искусства применительно к менеджменту не совсем обоснованно.
Известно, что наука аккумулирует знания о том или ином объекте, осмысливает и исследует их и по итогам проведённого изучения формулирует выводы и рекомендации. Данные рекомендации и должны составить основу практической деятельности менеджеров по управлению вверенными им структурами. В этом смысле можно говорить о менеджменте как о науке.
Однако, изучая опыт практической деятельности менеджеров, можно заметить, что отличные теоретические знания менеджмента являются хоть и обязательным, но ешё недостаточным условием успешной практической деятельности. Выясняется, что мало обладать знаниями о том, как нужно управлять предприятием, необходимо уметь применить эти знания на практике.
Данное умение, т.е. умение, опираясь на теоретические знания, успешно управлять организацией в целом или какой-либо её частью и обеспечивать достижение поставленных целей, и можно рассматривать как искусство менеджмента. В данном случае принципиальное значение имеют два момента:
- во-первых, следует учитывать, что менеджер — это наёмный работник, которого собственник нанял для выполнения управленческих функций;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--