Контрольная работа: Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов
Введение
Тема работы «Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов».
В работе рассмотрены существующие методические подходы к оцениванию бюджетных показателей, представленные в научных трудах и нормативно-правовых актах, предложеныавторские (оригинальные) подходы относительно этого вопроса, приведены результатыоценки обоснованности бюджетных показателей сведенного, государственного и местныхбюджетов за 2004–2009 гг.
Налаживание механизма эффективного управления в бюджетном менеджменте невозможно без введения системы оценивания обоснованности проектов бюджетов. Не секрет, что распорядители бюджетных ресурсов заинтересованы получить как можно больший объем бюджетных средств, но не всегда имеют соответствующие стимулы к эффективному их использованию. Поэтому в практике бюджетного проектирования необходимо установить четкие, понятные процедуры анализа и оценки бюджетных программ и запросов на этапе их формирования и определения соответствия общегосударственным приоритетам. Следовательно, в таких условиях очень важно разработать и применять на практике методологию оценки обоснованности проектов бюджетов исходя из конкретных целей и задач социально-экономической политики, реалий хозяйственной жизни, общественных представлений о направлениях дальнейшего развития и др. Этим определяется актуальность исследования.
Отметим, что в настоящее время не выработана согласованная позиция в отношении оптимальных объемов бюджетных доходов и расходов в условиях рынка, которые в принципе и невозможно установить из-за большого разнообразия исторических, национальных, социально-экономических и других условий развития каждой из стран и их территорий. Например, совсем не случайно в рекомендациях Всемирного банка по управлению государственными расходами речь идет не об оптимизации объемов (доходов и расходов), а о принципах эффективного управления государственными финансами, к которым отнесены финансовая (налоговая и бюджетная) прозрачность; стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса; бюджетирование, ориентированное на результат, и др. Понятно, что степень выполнения предложенных критериев эффективного управления государственными расходами можно оценить на основе определения и анализа некоторых показателей, но эти показатели каждая страна должна установить самостоятельно, с учетом национальных особенностей.
Украинские ученые сделали немало в этом направлении. Так, авторы фундаментальной монографии «Финансово-монетарные рычаги экономического развития» представили подход, базирующийся на оценке бюджетного обеспечения выполнения функций государства. Исследователи предложили, в частности, применять сравнительный метод, принимая во внимание самые важные показатели по финансированию выполнения государственных функций в других странах и Украине, а также сравнение приоритетов бюджетной политики Украины и стран ЕС. Украинская исследовательница И. Запатрина доказала возможность проведения оценки с учетом определения степени соответствия расходов на развитие общегосударственным приоритетам, а также внесла обоснованные предложения по совершенствованию и уточнению показателей результативности и эффективности в бюджетном процессе. Украинские ученые А. Скрипник и Т. Паянок предложили оригинальный подход к оценке обоснованности проектов бюджетов, базирующийся на расчете факторов рисков их выполнения. Приведены несколько формул, позволяющие установить риск определения фискальной эффективности отдельных налогов, риск получения запланированного дохода, инфляционный риск и др. Г. Лебеда доказал подход, основанный на анализе степени ориентации бюджетной политики (параметры которой определены в конкретных показателях доходной и расходной частей проекта бюджета) на формирование динамики и пропорций экономического роста. В рамках данного подхода особое внимание уделяется оценке бюджетных доходов, расходов, дефицита, долга с точки зрения влияния на создание конкретных макроэкономических эффектов. Б. Карпинский и А. Герасименко предложили методологию определения показателей сбалансированности. На их взгляд, финансовая система, в состав которой входят бюджеты разных уровней, должна быть сбалансирована. Они представили критериальную модель установления пределов разбалансированности финансовой системы определенной территории (страны, региона).
Российские ученые А. Шаститко и М. Овчинников предлагают подход, опирающийся на методологию анализа бюджетирования, ориентированного на результат. По их мнению, в этом контексте целесообразно применять инструментарий экономической теории трансакционных расходов, элементы которого были разработаны О. Уильямсоном. Другой россиянин В. Сенчагов разработал методологию оценки, которая опирается на комплексное использование информационно-аналитических процедур, с дальнейшим анализом динамики и структуры прогнозируемых явлений.
Для эффективного использования бюджетных средств, как отмечают И. Чугунов и И. Запатрина, целесообразно оценивать и сравнивать отдельные расходы по их важности для общества, осуществить переход к трехлетнему формированию бюджета, как это делается, в частности, в Российской Федерации и ряде других стран, усовершенствовать механизм подготовки и утверждения порядков использования средств бюджетных программ и субвенций на выполнение инвестиционных проектов, установить четкие критерии выбора соответствующих объектов, которым будет предоставляться бюджетное финансирование, распределять средства в разрезе административно-территориальных единиц с учетом степени эффективности использования бюджетных средств в предыдущие годы, соответствующих показателей социально-экономического развития. Несмотря на это, в отечественной научной литературе очень слабо разработаны методологические проблемы проведения оценки обоснованности проектов бюджетов (бюджетных показателей), из-за чего становится невозможным научно обоснованное оценивание проектов государственного и местных бюджетов в процессе их рассмотрения, принятия и выполнения. Поэтому целесообразно предложить и ввести в практику методические подходы к оцениванию обоснованности бюджетных показателей в процессе разработки и рассмотрения проектов бюджетов, что и является целью работы.
Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов
Методология оценки обоснованности проектов бюджета опирается на применение разных методов анализа. В литературе чаще всего упоминаются следующие: методы принятия управленческих решений, балльной оценки, экономического анализа, эконометрические методы, метод экспертных опросов и др. Мы согласны с мнением И. Чугунова и И. Запатриной, что введение показателей оценивания в реальную практику бюджетного менеджмента требует совершенствования не только механизмов составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, но и управления экономическим развитием государства или сообществ в целом. При этом целесообразно усовершенствовать механизм усиления положительного влияния государства или органов местного самоуправления на экономическое развитие путем перехода от управления расходами к управлению соответствующими (запланированными) результатами как составляющей бюджетного проектирования.
С методологической точки зрения, оценка обоснованности проектов бюджета может быть предварительной(сделанной до одобрения проекта бюджета), текущей(сделанной в процессе выполнения бюджета) или окончательной (сделанной после выполнения бюджета). Каждый из данных видов оценки имеет важное значение в бюджетном менеджменте. Предварительная оценка применяется в процессе установления показателей проектов бюджетов на будущие периоды. Текущая оценка необходима для обоснования изменений и дополнений к бюджету текущего периода, а также для установления тенденций и трендов, которые, вероятно, будут иметь место в будущем периоде. Окончательная оценка необходима для определения результативности и эффективности деятельности финансовых органов, распорядителей бюджетных средств, других участников бюджетного процесса, для дальнейшего использования в научном поиске, в процессе совершенствования методологии бюджетного проектирования и др.
Предварительные оценки обоснованности проектов бюджета предусматривают изучение обоснованности отдельных статей доходной и расходной частей проекта соответствующего бюджета. Общую предварительную оценку обоснованности проекта государственного бюджета на следующий год можно дать исходя из показателей, составленных в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Украины, в которой установлен перечень конкретных документов, прилагаемых к проекту закона о государственном бюджете Украины. На базе этих показателей можно осуществить обобщенную оценку бюджетной политики будущего периода путем анализа запроектированных показателей, а следовательно – и оценить обоснованность будущего бюджета с точки зрения его соответствия государственным приоритетам и реалиям социально-экономического положения в стране.
При оценке обоснованности проекта бюджета какого-либо уровня целесообразно провести анализ учета требований к отдельным параметрам финансовой безопасности. Н. Ермошенко предложил следующие параметры финансовой безопасности государства, которые должны быть учтены при формировании государственного бюджета: расходы государственного бюджета в целом – не более 20% ВВП, дефицит государственного бюджета – не более 3% ВВП, уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет – не более 40% ВВП, темп роста государственного долга относительно темпов роста ВВП – не более 1%, внутренний долгие более 30% ВВП, внешний государственный долг – не более 70% объема экспорта и не более 25% ВВП, расходы на обслуживание и погашение внешнего государственного долга – не более 1 8% объема экспорта. Предложения по этому вопросу сделаны также российским ученым В. Сенчаговым, отечественными научными работниками А. Барановским и С. Марченко.
Показателями обоснованности проекта бюджета также могут служить:
– доля налоговых поступлений в общем объеме бюджетных поступлений (в развитых странах этот показатель достигает 80–90%);
– доля расходов на развитие в общем объеме бюджетных расходов;
– соотношение роста ВВП и бюджетных доходов;
– соотношение роста доходов и расходов бюджета на одного жителя и др.
При оценке обоснованности расходной части необходимо проанализировать реалистичность и обоснованность показателей финансирования реализации соответствующих бюджетных программ. Таким образом, оценку показателей бюджета целесообразно связать с показателями, определяемыми с использованием программно-целевого метода планирования бюджетов.
К системе показателей, характеризующих эффективность бюджетной программы, ведущие ученые относят прежде всего следующие:
– показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые результаты реализации программы (проекта) его непосредственными участниками;
– показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления проекта для государственного, областного или местного бюджетов;
– показатели экономической эффективности, выходящие за рамки прямых финансовых интересов участников бюджетного процесса.
На практике возникают осложнения при оценке обоснованности расходов, выделяемых на те программы (проекты), которые не предполагают получение видимых экономических эффектов, – речь идет, прежде всего, о так называемых социальных расходах (здравоохранение, образование, социальная реабилитация и др.), расходах на безопасность и оборону, а также на управление. В практике оценивания обоснованности этих видов расходов целесообразно, на наш взгляд, использовать сравнительный метод, когда сопоставляются нормативы обеспеченности общественным благом перед началом выполнения программы и после. Например, при строительстве новой школы можно установить, что повысится уровень обеспеченности населения определенной территории школьными помещениями. Но решение о строительстве можно принимать лишь в том случае, если нынешний уровень указанной обеспеченности не отвечает нормативу.
С целью повышения аналитических возможностей оценивания обоснованности расходной части проектов бюджетов разного уровня на финансирование разных «некоммерческих» (прежде всего социальных) программ необходимо, на наш взгляд, значительно усовершенствовать систему показателей и критериев результативности, эффективности и качества.
Украинские ученые обосновали возможность и целесообразность оценивания социальной направленности бюджетной политики по двум группам показателей:
1) прямые показатели – непосредственно характеризуют объемы и структуру социальных расходов бюджетов;
2) косвенные – характеризуют результаты функционирования социальной сферы.
К первой группе показателей относятся: удельный вес расходов на социальную сферу (по видам расходов) в общем объеме расходов бюджета; удельный вес расходов на социальную сферу (по видам расходов) в объеме ВВП; соотношение расходов на социальную сферу и расходов, направляемых на развитие экономики; соотношение фактических и запланированных расходов бюджета на социальную сферу; соотношение объемов финансирования отдельных отраслей социальной сферы, полученных из разных источников; объем расходов на социальную сферу (по отдельным отраслям), приходящийся на одного человека, и др.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--